В средневековой культуре представления во многом формировали деятели церкви.
Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога.
Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.
Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам.
Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века.
Новогодним календам (1—5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина.
Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались церковнослужители и судейские чиновники.
Служители христианской церкви нещадно преследовали вольные игры народа, объявляя их «порождением дьявола».
Народные забавники гистрионы существовали у всех народов Европы. В разных странах их называли по-разному: жонглерами, шпильманами, и т. д.
В России они назывались скоморохами.
Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века.
Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов.
Ваганты (derlei vagantes — лат. – «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо школярами, либо разжалованными священниками.
Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны.
Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш».
Театральные представления средневековья:
Миракль.
Само название миракль происходит от латинского слова «чудо».
И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил святого Николая, девы Марии и т.д. С течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную мораль, все острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми.
В первом из известных нам мираклей – «Игра о святом Николае» (1200)-в центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления христианина, попавшего в языческий плен, и лишь отзвуком шла история о крестовых походах.
Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале – из жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка.
Мистерия.
Мистерия явилась выражением расцвета средневекового города, его культуры.
Она выросла из так называемых - городских процессий в честь религиозных праздников, в честь торжественных выездов королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опыт средневекового театра.
Ярким примером ранней мистерии может служить огромная (50 тысяч стихов, 242 действующих лица) «Мистерия Ветхого завета», содержавшая 38 отдельных эпизодов.
Ее главными героями были Бог, ангелы, Люцифер, Адам и Ева. В мистерии показывалось сотворение мира, восстание Люцифера против Бога, библейские чудеса.
Фарс.
Фарс долгий путь скрытого развития. Само название происходит от латинского farta («начинка»).
Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, дворян, купцов. Остро подмеченные и обрисованные черты характеров несли сатирически заостренный жизненный материал.Главными принципами актерского искусства для фарсеров были характерность, доведенная до пародийной карикатуры.
Карнавалы
Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место.
Кроме карнавалов с их площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков (festa stultorum) и праздник осла, существовал особый, освященный традицией вольный пасхальный смех.
Более того, некоторые церковные праздники имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону.
Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые ярмарками и площадными увеселениями.
Карнавальная атмосфера царила также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда.
И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей для смеха.
Шуты были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.).
(Праздничная культура средневековья)
поставь заранее
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие именно идеи и положения философии буддизма вы бы позаимствовали для своего духовного опыта? как вы сами представляете себе путь избавления человека от страданий?
Философия Буддизма очень интересна и многообразна, многие люди склонны думать, что Буддизм не религия, а учение, поэтому некоторые принципы Буддизма можно заимствовать и следовать им. Для духовного опыта необходимо изучить явление, как "вход в нирвану" и попытки достижения нирваны.
Предыстория : Буддой может стать каждый, кто достигнет Нирваны. (Принц Сидхартха Гаутама (так звали Будду) родился в богатой семье из касты Кшатриев, его мать родила его из бедра и тут же умерла, Будда воспитывался в замке и отец ограждал его от земных бед. Однажды Будда ехал с возницей и увидел нищего, он спросил у возницы, кто это? это нищий - отвечал возница, зачем Будда увидел калеку, кто это? спросил Будда, это калека - это калека отвечал возница... Так постепенно Будда увидел людские страдания. Принц принял решение уйти из дворца и начал жизнь скитальца. Будда решил отказаться от земных благ, как как блага порождают страдания.
Например, у вас есть машина - хорошо, но вы переживаете и бегаете к окну, чтобы проверить, не угнали ли ее, или у вашей подруги лучше туфли, чем у вас, вы завидуете и этим порождаете страдания.
Страдания - это колесо САНСАРЫ, из которого человеку необходимо выйти в течение жизни, преодолев все желания и избавиться от них, только тогда человек сможет достичь просветления, как Будда достиг просветления и вошел в нирвану под волшебным деревом.
Для себя можно позаимствовать такие правила, как : не завидовать, не быть чрезмерно жадным, довольствоваться тем, что есть, не желать большего, что есть у тебя, не придавать вещам сакральное значение, ведь главное, это разум, а разум должен быть чист и свободен от лишней информации