ответ:Под политической модернизацией понимаются прогрессивные политические изменения, в результате которых политическая система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования (выходит на новый уровень своего развития).
Например, процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть социальной (экономической) модернизацией. Переход от традиционного политического режима власти (монархического, авторитарного) к либерально-демократическому называется политической модернизацией. Реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития западных стран, также предполагали модернизацию. Модернизация в этом смысле означает достижение определенных мировых стандартов или соответствующего уровня развития.
Различают два основных вида модернизации: естественную (стихийную) и искусственную (регулируемую, догоняющую).
Естественная модернизацияпроисходит за счет мобилизации внутренних ресурсов страны, постепенного совершенствования процесса производства и всей системы общественных (политических) отношений. Основными факторами естественной модернизации является научно-техническая и социальная революции. Первая индустриализации промышленности, вторая - демократизации политической системы.
Одна из особенностей естественной модернизации состоит в том, что инициатива совершенствования общества исходит «снизу» и представляет собой социальное творчество широких слоев народа. Другой особенностью естественной модернизации является то, что для ее осуществления требуются значительные временные периоды (100 и более лет). За это время не только появляются и совершенствуются новые социальные отношения, формируются и утверждаются новые социальные институты, но и сами граждане постепенно адаптируются к новым условиям жизнедеятельности и воспринимают модернизацию как естественный процесс.
Искусственная,или догоняющая модернизацияпредполагает сравнительно быстрое развитие. При этом основная ставка делается не на постепенное развитие внутреннего потенциала страны, а на опыт, поддержку и других государств, на постепенное внедрение в традиционное общество новых политических и социальных институтов.
Широкое распространение концепции догоняющей модернизации получили в 50 - 60-е гг. XX в. Они, как правило, были рассчитаны на молодые государства афро-азиатского и латиноамериканского регионов мира. Однако большинство этих стран не были готовы ни в моральном, ни в экономическом, ни в по литическом и социокультурном плане к таким радикальным изменениям. Экспортируемые извне либерально-демократические институты и ценности не приживались на местной почве, но порождали завышенные ожидания и требования масс, которые в условиях ограниченности ресурсов государства, неэффективного правления и коррумпированности политиков и чиновников не могли быть.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Дать характеристику основных источников права
Нормативный правовой акт
Ведущее место в правовых системах России, Украины и Беларуси занимает нормативный правовой акт — официальный письменный документ, изданный субъектами правотворчества, содержащий правовые нормы (в России принято наименование «нормативно-правовой акт», в Беларуси — «нормативный правовой акт»).
Правовой обычай
Правовой обычай – исторически сложившееся и вошедшее в привычку вследствие длительного применения правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права.
Совокупность правовых обычаев называют обычным правом.
Правовые обычаи складываются исторически, они обретают юридическое значение благодаря многократному повторению. Важнейшим признаком правового обычая является его санкционирование — т. е. допущение возможности его использования — государством. Государственное санкционирование может носить единичный или рамочный характер. В первом случае речь идет о применении конкретного обычая в конкретном виде общественных отношений (например, международные обычаи торгового мореплавания признаются Российской Федерацией только по вопросам определения и распределения аварийных убытков). Во втором случае правовой обычай распространяется на разнообразные ситуации (например, обычай делового оборота в Российской Федерации).
Помимо правовых обычаев есть деловые обыкновения, использующиеся в процессе правового регулирования, хотя и не санкционированные государством в качестве источника права.
Нормативный договор
Договор с нормативным содержанием — соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Характерным признаком нормативного договора является то, что он устанавливается добровольным соглашением субъектов правотворчества.
Разделяют внутригосударственные и международные нормативные договоры. Нормативный договор широко используется в международном праве (соглашения между государствами) и является его главным источником. К внутригосударственным нормативным договорам относятся соглашения о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами федерации; соглашения о совместной деятельности министерств и ведомств; коллективные договоры в трудовом праве.
Прецедент
Юридический прецедент — такая форма права, при которой общим правилом поведения признается состоявшееся решение по конкретному делу. В последующем оно используется как обязательный образец для решения аналогичных случаев.
Для прецедента как источника права характерна казуистичность — он отражает конкретное дело, связан с определенными фактическими обстоятельствами.
Выделяют административный и судебный прецеденты. В первом случае решение принимает административный орган или должностное лицо. Во втором случае речь идет о решении или приговоре суда.
Правовая доктрина
Юридические доктрины — научные знания, вырабатывающие установления и реализации права.
В данном случае частное мнение отдельных знатоков права, выраженное в их научных трудах, учебниках, официально выраженных мнениях по тому или иному вопросу (респонсах), признается в качестве источника права. Это мнение используется в судах для решения запутанных случаев.
Религиозная догма
Религиозные догмы – своды правил поведения, содержащихся в религиозных текстах, Священных Писаниях тех или иных религий.
В современном мире религиозные догмы используются в качестве источника права в тех странах, где религия играет значительную роль в обществе, официально признанную и закрепленную государством. Это Коран и сунна в некоторых мусульманских государствах, Тора и Талмуд