ответ:
специфика, обусловленная особенностями развития, позволяет говорить об особом генотипе российской политической культуры. буферное положение россии (руси) между европой и азией издавна сделало ее объектом экспансии, как с запада, так и с востока, местом пересечения двух социокультурных типов: европейской и азиатской, или, по терминологии к. кантора, личностно-центрической, ставящей в центр внимания личность, ее свободу, естественные права и т. д., и социоцентрической, ориентирующейся на общество, коллектив, государство. возникающие на этой основе дуализм, двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры наиболее рельефно находит свое отражение в противоборстве западной модели развития и модели самобытного пути россии.
являясь последовательницей византийской цивилизации, россия восприняла от нее не только православие, но и культуру, прежде всего имперскую идею, реализация которой к превращению страны в многоэтническую, разноязыкую империю. удержать целостность такой огромной империи можно было только с деспотической власти, сильного централизованного государства. понимание данного обстоятельства подводило к осознанию необходимости подчинения власти и государству. при этом власть терпели, не принимая сердцем, что отражалось в негативном отношении населения к ее представителям, особенно к чиновникам.
из восточно-римской империи массовым сознанием был воспринят и своеобразный космополизм надэтничный, наднациональный характер как самой политической власти, так и государственности. всю политическую россии можно представить как картину постоянного противоборства либеральных и партриархально-традиционных ценностей: с одной стороны – частная инициатива, жажда самоутверждения индивида в соревновании с равными себе, свобода собственности и трудолюбие, максимальное ограничение роли государства в обществе; с другой соборность, общинность, коллективизм, при одновременной склонности к авторитаризму, сильному лидеру харизматического типа, сильное государство. начиная с реформ петра i и по сегодняшний день политическая россии напоминает «зебру» либеральная тенденция, не успев закрепиться в результате усилий очередных реформаторов, сменяется возвратом к традиционным массовым ценностям.
среди традиций, имеющих непосредственное отношение к политике, в современной россии, отмечаются такие, как сакрализация власти, муниципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с решением местных или общенациональных проблем.
1. трактовка современного политического развития россии в рамках теории модернизации
термин «модернизация» давно и прочно укоренился в российском политологическом словаре. для оценки современных политических тенденций развития россии необходимо понять смысл этого термина и его применимость к современным политическим условиям в россии.
теория модернизации сложилась в рамках особого – «прогрессистского» – стиля мышления, методология которого базируется на предположении о том, что движется к вершинам прогресса через преодоление многообразия общественного устройства к единому рационально устроенному будущему. при этом каждое отдельное человеческое сообщество идет по пути, общему для всех, направление и ориентиры которого определяют наиболее развитые страны.
первоначально с этой теории описывали процессы, которые происходили в западной европе в новое и новейшее время, в период перехода от аграрного общества к индустриальному. при этом модернизация представлялась процессом, охватывающим разные стороны жизни общества: от до культуры. например, э. дюркгейм под модернизацией подразумевал переход от механической солидарности к органической, а к. вебер – от ценностно-рациональной деятельности к целерациональной.
затем модернизацию стали рассматривать как всемирный процесс вытеснения традиционных локальных типов универсальными формами современности. под модернизацией стали понимать особую стадию в развитии человечества, которая характеризуется переходом «от традиционной цивилизации к либеральной, от общества, нацеленного на воспроизводство на основе некоторого статичного идеала, к обществу, рассматривающему повышение эффективности форм деятельности, развитие способностей личности к собственному саморазвитию как основу общественной динамики» (а. ахиезер).
модернизацию стали связывать с западноевропейскому рационализму, идеям индивидуальной свободы и социального равенства, либеральной демократии и социального государства, правового государства и гражданского общества; с ориентацией социальных субъектов на инновационные формы деятельности как основой роста и благосостояния.
(можешь убрать некоторые строчки если нужно)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Используя предложенные термины, заполните схему
1) Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений.
2) Вторая особенность политического процесса в России – отсутствие консенсуса между его участниками относительно узаконенных целей и средств политического действия. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ.
3) Третья особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей.
4) Четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы.
5) Пятая особенность политического процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства.
6) Шестой особенностью российского политического процесса является чрезмерная концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве революционных движений, а не политических оппонентов.
7) Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры были вынуждены придерживаться более четких взглядов во внешней политике, чем во внутренней.