Уровень организации систем, относимых к макромиру, исследован лучше всего. Это естественно – ведь макромир, к которому относят мир объектов, видимых невооруженным глазом – это наша привычная среда обитания. С точки зрения классического естествознания, он полностью описывается законами классической механики, термодинамики и некоторых других, не менее «классических» дисциплин. Однако имеются два существенных отличия, на которые нельзя закрывать глаза при обзоре разных уровней организации. В макромире присутствуют живые системы, которые являются совершенно уникальными объектами, и сам вид макромира во многом определяется деятельностью человека и общества. О живых системах речь пойдет ниже, сейчас же необходимо рассмотреть особенности взаимодействия человека и окружающей среды.
Наука о таком взаимодействии носит название экология, т.е., дословно, «наука о доме». В ХХ веке человечество пришло к пониманию того, что планета Земля является единым домом для всех, на ней живущих, и строить взаимоотношения с природой следует, исходя из определенных принципов. Экология призвана решать проблемы, которые возникают в результате хозяйственной деятельности человека. Они были названы глобальными проблемами человечества.
Впервые о таких проблемах речь зашла еще в конце ХVIII века, когда английский экономист, священник и социолог Р. Мальтус опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения» (1798), в которой приводил некоторые закономерности развития человечества. В частности, Мальтус указывал, что рост населения Земли увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как прирост продуктов потребления, (в первую очередь – пищи) - только в арифметической. Поэтому с каждым новым поколением увеличивается число людей, не имеющих возможности пользоваться средствами существования, поставляемых природой. Человечество, по Мальтусу, движется не по пути прогресса к повышению благосостояния, а к нищете и голоду. Несмотря на то, что продуктов потребления в абсолютном выражении производится все больше, число людей, имеющих к ним доступ, ограничено, поэтому в процентном отношении в каждом новом поколении все больше голодных и необеспеченных людей.
Мальтус призывал бороться с этой проблемой при так называемых «естественных факторов регулируемости населения» К таким факторам он относил войны, эпидемии и т.п. явления, сокращающие население Земли.
Теория Мальтуса была отвергнута большинством ученых как антигуманная и реакционная, однако, при всей недопустимости методов, предлагаемых Мальтусом, следует признать, что он сумел разглядеть настоящий бич современного человечества – перенаселенность.
В 70-х годах ХIX в. численность населения земного шара составляла приблизительно один миллиард человек. В тридцатые годы века она увеличилась до двух миллиардов, т.е. для прироста в один миллиард потребовалось около шестидесяти лет. В следующие шестьдесят лет – к концу ХХ века – прирост составил уже четыре миллиарда, а население Земли выросло до шести миллиардов человек. По оценкам некоторых экспертов, если темпы роста населения сохранятся, то уже к 30-м годам ХХ1 века население будет увеличиваться на один миллиард человек каждые десять – двенадцать лет. Это является основой для всех остальных глобальных проблем человечества.
К числу таких проблем в первую очередь относится истощение плодородности почвы и ее эрозия. Возрастающие потребности в пище приводят к повышению интенсивности обработки почвы, в результате плодородный слой истощается; многократное механическое воздействие приводит к нарушению внутренней структуры почвы, под влиянием таких факторов как ветер, дожди и другие климатические процессы происходит вымывание плодородного слоя. Именно этот процесс и называется эрозией. Повышение интенсивности обработки почвы, призванное увеличить количество продуктов питания, приводит к обеднению, истощению и в конечном итоге – к снижению этого количества.
В настоящее время намечены основные пути разрешения этого противоречия. Следует отметить, что повышение плодородности почвы за счет химических удобрений не дает долговременного эффекта, т.к. вместе с почвой вымываются и удобрения. Поэтому сейчас основным направлением считается генная инженерия, позволяющая не при почву под культурные растения, а, наоборот, при растения под разные виды почв. Такой подход позволил использовать в сельском хозяйстве земли, ранее считавшиеся непригодными для обработки, например, солончаки и песчаники. Однако отношение общественного мнения к продуктам, полученным при генной инженерии, остается настороженным. На упаковках продуктов, полученных при применении таких методов, обязательно должна быть информация о том, что продукт имеет измененные генные качества. Такая настороженность имеет некоторые основания, однако по иерее развития генной инженерии проблема продовольствия, видимо, будет решена.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Привести примеры формальных положительных и формальных отрицательных, НЕформальных положительных и НЕформальных отрицательных санкций (таблица из четырех ячеек), не менее 5 примеров в каждой ячейке.
2) Этот же метод не из хороших, на мой взгляд. Дети в маленьком возрасте совсем беззаботные и я уверена, что каждому хочется просто гулять и не думать о проблемах взрослых.
3) С этим методом я согласна. Каждому ребёнку нужен совет в любом возрасте. Есть такие моменты, что и взрослым тоже нужны совет и поддержка.
4) И этот метод тоже хороший. Поощряя детей на добрые поступки, хорошее поведение и т.д. мотивирует на дальнейшие подобные дела.
5) С этим я также согласна, ведь не обучая ребёнка, такие дети и растут: хамят, не этично ведут себя в общественных местах и т.п. Поэтому неплохо дать понять ребёнку, что так вести себя неправильно.
6) Нехороший метод. Ведь ребёнок- это лицо родителя. Поэтому упрёками, криками и прочими похожими примерами неправильно учить ребёнка и готовить к взрослой жизни. Какой ты родитель, таким и твой ребёнок будет родителем.
7) Метод будет интересным, если его интересно организовать для ребёнка. Полезно всем научиться на ошибках своих в испытаниях для будущей взрослой жизни.
8) Очень хороший метод. Кто как не родители подготовиться ко взрослой жизни ?! Каждый теперешний взрослый, когда-то почти всему учился у родителей.