Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Возраст и становление личности Прочтите текст и выполните задания С1 – С6. Выявление специфичных для каждого периода детства ведущих типов деятельности, изучение их своеобразия, взаимосвязи с другими видами деятельности чрезвычайно важно, поскольку позволяет построить процесс воспитания, отдельные звенья которого должны отличаться особыми формами и организации деятельности <...> в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. При переходе к подростковому возрасту ведущий тип деятельности меняется. Учебная деятельность, сохраняя свою актуальность в системе образования, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности. Ведущей для психического развития личности подростка оказывается общественно-полезная деятельность <...> В различных формах эта деятельность присутствует и в младшем школьном возрасте, но там она недостаточно развернута. Основная психологическая потребность подростка - овладение формами общения - выдвигает на первый план деятельность, обеспечивающую выработку умений организовать свое общение, строить его в соответствии с поставленными задачами. Данное положение особенно важно, поскольку формирование у подростков развитой системы общения возможно в ситуации, предъявляющей человеку достаточно высокие требования, то есть предполагающей развитое самосознание. В старшем школьном возрасте учебная деятельность вновь превращается в ведущую, но уже в связи с новой задачей данного возраста - выработкой жизненных планов, поиском средств их реализации. Основным критерием выделения ведущего типа деятельности считается ее воздействие на психическое развитие растущего человека. Главным в этом случае является не фиксация того, что ребенок выполняет какую-то деятельность, и не ее чисто внешняя организация, а такое задание деятельности, которое формированию необходимых для данного возраста личностных качеств. (Психология современного подростка. /Под ред. Д.И. Фельдштейна) С1. Какой тип деятельности автор называет ведущим? Почему необходимо выделять и изучать ведущие типы деятельности для каждого периода детства? С2. Назовите ведущий тип деятельности а) младшего школьника; б) подростка; в) старшего школьника. Чем, по вашему мнению, объясняется изменение ведущего типа деятельности школьника? С3. В чем, по мнению автора, заключается основная задача старшего школьного возраста? Приведите три примера влияния этой задачи на учебную деятельность.
C2. Ведущим типом деятельности для младшего школьника является учебная деятельность. Для подростка - общественно-полезная деятельность. Для старшего школьника - снова учебная деятельность. Изменение ведущего типа деятельности школьника связано с особенностями каждого возраста и соответствующими задачами развития. Например, в младшем школьном возрасте основной потребностью является овладение формами общения, поэтому ведущей становится деятельность, которая помогает развить умения организовывать свое общение. В подростковом возрасте основной задачей становится формирование системы общения и выработка жизненных планов, поэтому ведущим типом деятельности становится общественно-полезная деятельность. В старшем школьном возрасте вновь актуальной становится учебная деятельность, но уже в связи с задачей поиска средств для реализации жизненных планов.
C3. По мнению автора, основная задача старшего школьного возраста заключается в выработке жизненных планов и поиске средств их реализации. Примеры влияния этой задачи на учебную деятельность могут быть следующими:
1. Учебная деятельность становится направлена на получение знаний и навыков, необходимых для достижения поставленных жизненных целей. Ребенок будет активно изучать те предметы и дисциплины, которые помогут ему достичь желаемой профессии или карьеры.
2. Ребенок начинает выбирать профильные предметы или индивидуальные учебные планы, связанные с его интересами, способностями и будущими целями. Он будет стремиться получить максимальные знания и успехи в этих областях.
3. Учебная деятельность становится связана с самосознанием и самоопределением. Ребенок будет задумываться над тем, кто он хочет быть в будущем, какими качествами обладать и какими навыками обладать. Он будет использовать учебную деятельность как средство для развития своих личностных характеристик, стремясь стать лучшим версией себя.