Федеративное устройство России
Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.
Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.
С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83. С 2014 года – 85.
Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.
Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.
В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:
- государственная целостность;
- единство системы государственной власти;
- разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
- равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Российский федерализм обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от федерализма в других странах.
Прежде всего, Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Следовательно, Россия может быть отнесена к конституционной Федерации, поскольку она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью.
С самого начала своего образования Россия представляла собой не конституционно-договорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию. Россия в отличие от абсолютного большинства других федераций создавалась как федерация асимметричная с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (21 республика-государство, 10 автономных округов и 1 автономная область), так и по территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения).
Субъекты Федерации с самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации.
Объяснение:
Правовой статус несовершеннолетнего представляет собой исторически обусловленную систему прав, свобод и обязанностей человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста, установленных с учетом его правосубъектности, принципов права, правовых ограничений и особенностей юридической связи с родителями или законными представителями. Лиц, не достигших восемнадцати лет, принято классифицировать на такие группы:
1. до 6 лет, все действия осуществляют их законные представители;
2. от 6 до 14 лет — малолетние, имеют право на совершение определенных сделок;
3. несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, имеют право с 16 лет совершать определенные виды сделок, а так же нести ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Кроме того, правовой статус несовершеннолетних закреплен Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и Семейным кодексом РФ (СК РФ). Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
1. – к первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.
2. – ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие. К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей. .
3. – к третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности;
4. – четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей;
5. – пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни и заниматься искусством). Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
6. – шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Также, семейный кодекс РФ рассматривая вопросы, связанные с расширением прав ребенка, закрепляет такие права как:
– выражение собственного мнения с 10 лет, при решении семейных вопросов в суде;
– с 14 лет лицо имеет право на обращение в суд за защитой;
– с 16 лет несовершеннолетние родители имеют все права по отношению к своим детям.
надеюсь <3<3<3
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение на тему личный план самообразование на месяц ученику 6 класс
за следующий месяц я бы хотела познакомится с творчеством михаила булгакова и прочитать всемирно известное произведения "мастер и маргарита".давно хотела прочитать этот роман да всё то времени не было ,то руки не доходили.но в следующем месяце я обязательно этим займусь.я считаю,что это было бы для меня достойным время препровождением и обязательно принесёт мне пользу. естественно ,это не единственная цель моего самообразования,но это ондна из достойных!