свойства среды обитания, определяющие условия метаболизма организма и биогеоценоза (экосистемы) в целом. Например, наличие углекислого газа, доступ кислорода, влажность и рыхлость почвы и другое. Индифферентные элементы среды , например инертные газы являются экологическими факторами , но их роль крайне ограничена.
Практически все экологические факторы отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве. Например, температура сильно варьирует на поверхности суши, но почти постоянна на дне океана или в глубине пещер.
Один и тот же фактор среды может иметь разное значение в жизни совместно обитающих организмов. Например, солевой режим почвы играет первостепенную роль при минеральном питании растений, но почти безразличен для большинства наземных животных. Интенсивность освещения и спектральный состав света исключительно важны в жизни фототрофных организмов (большинство растений и фотосинтезирующие бактерии), а в жизни гетеротрофных организмов (грибы, животные, значительная часть микроорганизмов) свет не оказывает заметного влияния на их метаболизм.
Экологические факторы могут выступать как раздражители, вызывающие адаптивные изменения физиологических процессов; как ограничители, обусловливающие невозможность существования тех или иных организмов в данных условиях; как модификаторы, определяющие морфо-анатомические и физиологические изменения организмов.
Организмы, как и биогеоценозы (экосистемы) в целом более при к стабильным условиям метаболизма. Они меньше испытывают воздействие статичных (неизменных) экологических факторов, а больше, влияние их режимов — последовательных временных изменений.
1. Не відчиняти двері ні знайомим, ні чужим. Вхідні двері гостям мають відчиняти лише дорослі.
2. Не розповідати телефоном іншим, що вона (дитина) вдома сама. Заборонити говорити з незнайомцями. На дзвінки відповідати, мовляв, мама чи тато зараз не може підійти до телефону, тому зателефонувати краще за годину.
3. Не кидати нічого з балкону. Не дивитися у вікно, не відчиняти його. За можливості поставити на вікна блокуючі засувки.
4. Не гратися з електроприборами, газовою плитою та кранами.
Біля телефону має бути список необхідних номерів, куди б малюк міг зателефонувати в екстреному випадку. Також варто розпланувати з дитиною її день: час обіду, виконання уроків, ігор, роботи по дому.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
В1. Школьник Иван готовится к экзамену по химии, а его брат играет с моделью железной дороги. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) соблюдение определённых норм и правил; 2) создание воображаемой обстановки; 3) использование различных предметов; 4) целенаправленное получение знаний. ответ: Черты сходства Черты отличия В2.Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА А) алкоголь, курение 1) биологические Б) признание в обществе, общение 2) социальные В) пища, одежда 3) духовные Г) творчество, знания 4) ложные Д) самореализация, самоутверждение Е) чтение книг, посещение музея Запишите в таблицу выбранные цифры: А Б В Г Д Е В3. Грузинскому поэту Ш. Руставели принадлежит высказывание: «Кто себе друзей не ищет , самому себе тот враг» А) Объясни смысл высказывания. Б)Почему важно, чтобы у человека был друг? В4. Часто родители с детьми предпочитают проводить время в парках, совершать велосипедные прогулки, ходить на лыжах зимой. А) Чем можно объяснить стремление многих людей к активному отдыху? Приведите два объяснения. Б) Как вы думаете, что кроме физической активности включает в себя здоровый образ жизни? В5. Сбербанк РФ профинансировал проведение музыкального фестиваля.. Взаимодействие каких сфер жизни общества характеризует этот пример? В6. Составьте рассказ о своей трудовой деятельности, используя план. 1. Что такое труд. 2. Какие положительные качества человека воспитываются в труде. 3.Какую работу по дому вы выполняете? Как в этой работе проявляется забота о ваших близких? 4. Чему вы научились на уроках технологии? Чему вы хотели бы еще научиться?
сходство: 13
различие: 24
А-ЛОЖНЫЕ
Б-СОЦИАЛЬНЫЕ
В-БИОЛОГИЧЕСКИЕ
Г-ДУХОВНЫЕ
Д-СОЦИАЛЬНЫЕ
Е-ДУХОВНЫЕ