ответственность – это характерная черта сформировавшейся личности. если человек совершает поступки, а за их последствия отвечать не собирается, не отдает отчет в своих действиях, его сложно назвать достойной личностью и с ним лучше не иметь дел.
мы постоянно сталкиваемся с необходимостью делать выбор, выполнять обязанности, поручения, взаимодействовать с окружающими людьми. при этом мы руководствуемся своими моральными рамками и чувством ответственности.
именно это чувство не позволяет человеку принять необдуманные решения, не исполнить принятые на себя обязательства, оставить близких без поддержки. это своеобразный внутренний контролер наших поступков.
в обществе предпочтение отдается людям, способным отвечать за последствия своих действий. они, как правило, более надежны, здраво оценивают свои силы, добросовестно выполняют свои обязанности.
именно поэтому в каждом из нас с самого детства родители, школа, институт, окружение воспитывают чувство ответственности. безответственное, равнодушное, эгоистичное поведение встречает жесткое порицание общественности и приводит к разрыву социальных связей. это значительно осложняет человеку жизнь.
в то же время, ответственность не дается всем с рождения. это чувство формируется и поддерживается самостоятельно подобно воспитанию силы воли. то есть человеку требуется совершать моральные усилия, следовать определенным своим установкам, чтобы не допускать безответственного поведения и соответствующих негативных последствий.
получается, если у человека есть возможность свою ответственность разделить с кем-то другим или же вообще переложить на другого, то его внутренней контроль слабеет и ожидать от него осознанного отношения к своим поступкам не приходится. он начинает руководствоваться исключительно своими интересами и ему становится безразлична возможность наступления неблагоприятных последствий именно от его действий или бездействия.
Долг… Честь… Совесть...
В наше время эти слова часто произносят, когда хотят выразить сарказм. Для некоторых людей, а иногда и для определенных сообществ, они настолько отвлеченны и нежизне что кажутся архаизмом.
Многие связывают их с веком»: дуэли, осуждение обществом из-за неблаговидного поступка, совестливый «идиот» князь Мышкин и прочее, прочее, прочее. Сегодня, считают эти люди, придерживаться устаревших норм поведения неактуально. Действительно ли совесть, долг и честь в наше время – абстрактные понятия и как относиться к ним?
В словарях можно найти определение этих слов. Долг – это обязанность, которую человек берет на себя сам. Совесть – «внутренняя оценка, сознание моральности своих поступков». Честь – «социальное или моральное достоинство», качество человека, которое вызывает уважение. Все три понятия относятся к области нравственности.
Трудно представить человека, которого называют нравственным, не обладающего хотя бы одним из качеств, рассматриваемых здесь. А встречаются ли в жизни люди совестливые, но бесчестные и необязательные? Как чувствует себя человек, имеющий честь и достоинство, чувство долга, но при всем этом бессовестный? Можно ли такого вообще встретить?
Представим себе, что человек не берет ответственность за свои слова и обещания – он «никому ничего не должен». Пообещав больному другу принести нужный учебник, звонит и говорит, что ему не хочется «ехать в дождь». При этом он знает, что другу учебник очень нужен, а книгу принес бы кто-то другой, если бы не его обещание сделать это самому. Очевидно, что чувства долга у такого человека нет.

Можно ли назвать его совестливым? Все зависит от того, как он сам оценивает свой поступок, понимает ли, что поступил не только некрасиво и нечестно, но и подвел друга. Если человеку, не выполнившему обещание, стыдно за себя, если он раскаивается, то, конечно, совестью он обладает. С другой стороны, «совесть – когтистый зверь, скребущий сердце», как выразился А.С.Пушкин. Если это качество развито у личности, то оно просто не дает поступать несправедливо и жестоко по отношению к другим людям. Поэтому, скорее всего недостаточно развитая совесть «разрешила» необязательному другу не утруждать себя выполнением взятого обязательства.
Именно наличие совести развивает у человека и чувство долга и честь. Последние, в свою очередь, указывают на то, что личность наделена и совестью.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Мораль поддерживается силой государственного принуждения. 2) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития. 3) Религия объясняет события, явления окружающего мира с позиций существования сверхъестественного. 4) Искусство привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам. 5) Мораль отражает окружающую действительность в художественных образах. Задание 2 Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Мораль, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, объясняет события и явления окружающего мира. 2) Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, воздействует на эмоциональную сферу человека. 3) Искусство привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам. 4) Один из признаков религиозного сознания — убеждение в реальном существовании сверхъестественного, его влиянии на жизнь человека и общества. 5) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.
Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. 1) Мораль поддерживается силой государственного принуждения - НЕВЕРНО, поскольку мораль поддерживается рычагами общественного мнения
2) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития - ВЕРНО
3) Религия объясняет события, явления окружающего мира с позиций существования сверхъестественного - ВЕРНО
4) Искусство привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам - ВЕРНО
5) Мораль отражает окружающую действительность в художественных образах - НЕВЕРНО, поскольку окружающую действительность в художественных образах вырисовывает искусство
ответ: 2, 3, 4
2. 1) Мораль, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, объясняет события и явления окружающего мира - НЕВЕРНО, поскольку эту функцию можно отнести и к науки, и к религии, и к искусству
2) Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, воздействует на эмоциональную сферу человека - НЕВЕРНО, поскольку воздействие на эмоциональную сферу человека репрезентативна искусству
3) Искусство привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам - ВЕРНО
4) Один из признаков религиозного сознания — убеждение в реальном существовании сверхъестественного, его влиянии на жизнь человека и общества - ВЕРНО
5) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития - ВЕРНО
ответ: 3, 4, 5