Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Используя текст, обществоведческие знания и свой личный социальный опыт, проиллюстрируйте тезис автора о том, что чувства могут быть философскими. Для этого на примере любых двух человеческих чувств (НЕ указанных в тексте) опишите, как они могут проявляться в обыденной жизни человека и в каких ситуациях они могут «подниматься до ранга философских». текст:Мы привыкли отождествлять философию с мышлением. Словосочетание «философская мысль» представляется самоочевидным, почти тавтологичным: философия есть мысль в её высшем развитии. Но мне представляется, что философскими могут быть не только мысли, но и чувства. Среди множества чувств выделяются такие, которые обращены к миру в целом, к законам бытия, к природе человека, времени и пространству и благодаря своей универсальности поднимаются до ранга философских. Да и вообще: почему философия, как любовь к мудрости, должна проявляться только в мыслях, а не в чувствах? Ведь любовь — это чувство, да и мудрость — не обязательно мысль, а скорее мыслечувствие, сплав того и другого. Мудрость — это эмоционального наполнения мысли и интеллектуального наполнения чувства.Философская мысль отличается от нефилософской тем, что охватывает законы мироздания в целом. «Иван — дурак» — мысль не философская, а «род человеческий глуп» уже философична. Точно так же обида на грубого, надоедливого соседа не входит в диапазон философских чувств, а горькое чувство несовершенства мироздания или уязвлённость человеческими страданиями — входят. Философски чувствительный человек переживает своё отношение к миру в целом как эмоциональную драму. Его мучают, радуют, потрясают загадки мироздания. Предмет философских чувств — бытие как таковое и такие понятия, как единое и многое, свобода и необходимость, жизнь и разум, пространство и время. Чувство потерянного времени вследствие того, что не успеваешь выполнить намеченное, — это просто чувство. Но переживание течения времени, чувство конечности всего, что существует, обреченности, неумолимого хода вещей, разрушающего рано или поздно всё, что дорого человеку, это философское чувство.Ещё одно важное философское чувство — удивление. Житейское удивление переходит в философичное и побуждает задавать вопросы о природе привычных вещей, а тем самым и углубляться в причины явлений и далее в причины причин, до самых глубинных оснований всего сущего. Собственно, цель философии — не объяснять окончательно тот или иной предмет, а вести вглубь непознаваемого, от удивления к удивлению, от тайны к тайне.Я полагаю, что призвание философии — формировать не только наши мысли, но и чувства их развитию и углублению. Не только интеллектуально объяснять мир, но делать нас чувствующими гражданами мироздания, т. е. восходить от чувств единичных к чувствам, охватывающим весь мир. Философия, которая ограничивается только мыслями, суждениями, силлогизмами, сочетанием понятий, не доходит до уровня мудрости, т. е. не выполняет своего дисциплинарного предназначенияПо М. Эпштейну)
Античное общество
Античное гражданское . Понятия полис и гражданская община В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса не имевших. Полис часто переводится как город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни . Каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия). Важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. Античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью. Римляне называли свое общество объединением граждан (civitas от латинского слова civis гражданин) или просто римским народом (populus Romanus). Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община. Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община. Недаром у индоевропейских предков античных народов числу три как категории общественной структуры придавалось сакральное значение. Правда, в последнее время появилась тенденция рассматривать античную гражданскую общину как догосударственное образование. Такой подход плодотворен тем, что позволяет обосновать уникальные особенности античной общественной жизни и культуры растянутостью периода становления зрелой государственности.