реальность, которая описывается понятием "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. затем это слово стало означать самого актера и его роль. у римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). таким образом, личность по первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека.сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется жизни человека в обществе. человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. у индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. в понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки.по определению р.с. немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". содержательно эти понятия переплетены между собой. именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3). рис. 3. соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность"с понятием "личность" человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. в понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. никакой личный опыт человека не может к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. как живое существо человек подчиняется основным биологическим и законам, как социальное — законам развития общества.индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. это своеобразие его структуры (тип темперамента, и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).при всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. это освоение всегда осуществляется в конкретно- обстоятельст
зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. по мере развития науки и превращения ее в один из важнейших факторов развития цивилизации ее способ мышления оказывает все более активное воздействие на обыденное сознание. это воздействие развивает содержащиеся в обыденном стихийно-эмпирическом познании элементы объективного отражения мира.
однако между способностью стихийно-эмпирического познания порождать предметное и объективное знание о мире и объективностью и предметностью научного знания имеются существенные различия.
прежде всего, наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта.
особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, которые применяются в обыденном познании. хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. во-первых, обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки); во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. наука же не может положиться на такой контроль, поскольку она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. чтобы описать изучаемые явления, она стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения.
выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира. причем он оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. например, слова «электричество», «клонирование» когда-то были специфическими научными терминами, а затем прочно вошли в повседневный язык.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вкакой стране и каком лесу приземлился лунтик. желательно с точными координатами и временем его падения с точностью до секунд ( по орксэ, но пишу в обществознание)
он приземлился не в лесу, а в болоте в 2 часа по полудни