аль-фараби является основоположником арабоязычного перипатетизма[13]. поэтому его идеи о бытии близки идеям аристотелизма, а также — неоплатонизма.
согласно учению абу насра аль-фараби, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.
начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. к первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существования. для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир.
остальным причинам присуща множественность. из первой причины образуются вторые причины —небесные тела. третьей причиной является космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. остальные причины связаны с реальными земными предметами.
к философским сочинениям аль-фараби относятся:
«слово о субстанции»
«существо вопросов»
«книга о законах»
«книга о постоянстве движения вселенной»
«о смысле разума»
«книга о разуме юных»
«большая сокращенная книга по логике»
«книга введения в логику»
«книга доказательства»
«книга об условиях силлогизма»
«трактат о сущности души»
«слово о сновидениях»
«трактат о взглядах жителей добродетельного города»
«книга об определении и классификации наук»
«книга о смысле философии»
«книга о том, что нужно знать для изучения философии»
«примечания к философии»
учение об образцовом городе-государстве
ряд социально-этических трактатов аль-фараби посвящён учению об общественной жизни («трактат о взглядах жителей добродетельного города», «книга о достижении счастья», «указание путей счастья», «гражданская политика», «книга о войне и мирной жизни», «книга изучения общества», «о добродетельных нравах»). опираясь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего платона и аристотеля, и используя социальные идеи древнего востока, аль-фараби разработал стройную теорию общественного устройства.
во главе добродетельных городов находятся правители-философы, выступающие одновременно и в роли предводителей религиозной общины. в добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, несправедливость и зло. добродетельным фараби противопоставляет невежественные города, правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.
музыка
фараби внес значительный вклад в музыковедение. основной его работой в этой области является «большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке востока и древнегреческой музыкальной системе. в этой книге фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение.
в вопросе о восприятии музыкальных звуков аль-фараби, в противоположность пифагорейской школе, не признававшей авторитета слуха в области звуков и принимавшей за исходную точку рассуждений лишь вычисления и измерения, считает, что только слух имеет решающее значение в деле определения звуков, примыкая в этом вопросе к гармонической школе аристоксена.
аль-фараби написал также «слово о музыке» и «книгу о классификации ритмов».
и астрономия
аль-фараби составил комментарии к сочинениям евклида и птолемея. ему принадлежат «руководство по построениям», «трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд».
естественные науки
«слово о пустоте» (возможно, первая в работа о вакууме)
«книга высоких рассуждений об элементах науки »
«о необходимости искусства »
«об органах животных»
«об органах человека»
Viktoriya405
23.11.2022
здесь любовь, конечно, не роковая. но я хочу показать поединок «железа, крови» и любви. в этом стихотворении тютчев говорит о франко- войне («кровь льется через ») и призывает к миру — к любви! что можно сказать об эвфонии: [жъл'э'зъ, кро'в' и л'убо'в']. в первых двух словах мрачные и страшные вещи: звуки [«р», «ж», «я»]; а в слове «любовь» звуки [«л», «в», «о»] обозначают вещи мягкие и нежные — мы видим а почему же тютчев пишет о роковой любви, почему не о любви мягкой и спокойной? мы знаем, что поэт много раз любил, и, очевидно, он от этого страдает, любовь для него — «роковой поединок» двух душ. например: верь, не верь поэту, дева;
аль-фараби является основоположником арабоязычного перипатетизма[13]. поэтому его идеи о бытии близки идеям аристотелизма, а также — неоплатонизма.
согласно учению абу насра аль-фараби, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.
начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. к первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существования. для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир.
остальным причинам присуща множественность. из первой причины образуются вторые причины —небесные тела. третьей причиной является космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. остальные причины связаны с реальными земными предметами.
к философским сочинениям аль-фараби относятся:
«слово о субстанции»
«существо вопросов»
«книга о законах»
«книга о постоянстве движения вселенной»
«о смысле разума»
«книга о разуме юных»
«большая сокращенная книга по логике»
«книга введения в логику»
«книга доказательства»
«книга об условиях силлогизма»
«трактат о сущности души»
«слово о сновидениях»
«трактат о взглядах жителей добродетельного города»
«книга об определении и классификации наук»
«книга о смысле философии»
«книга о том, что нужно знать для изучения философии»
«примечания к философии»
учение об образцовом городе-государстве
ряд социально-этических трактатов аль-фараби посвящён учению об общественной жизни («трактат о взглядах жителей добродетельного города», «книга о достижении счастья», «указание путей счастья», «гражданская политика», «книга о войне и мирной жизни», «книга изучения общества», «о добродетельных нравах»). опираясь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего платона и аристотеля, и используя социальные идеи древнего востока, аль-фараби разработал стройную теорию общественного устройства.
во главе добродетельных городов находятся правители-философы, выступающие одновременно и в роли предводителей религиозной общины. в добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, несправедливость и зло. добродетельным фараби противопоставляет невежественные города, правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.
музыка
фараби внес значительный вклад в музыковедение. основной его работой в этой области является «большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке востока и древнегреческой музыкальной системе. в этой книге фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение.
в вопросе о восприятии музыкальных звуков аль-фараби, в противоположность пифагорейской школе, не признававшей авторитета слуха в области звуков и принимавшей за исходную точку рассуждений лишь вычисления и измерения, считает, что только слух имеет решающее значение в деле определения звуков, примыкая в этом вопросе к гармонической школе аристоксена.
аль-фараби написал также «слово о музыке» и «книгу о классификации ритмов».
и астрономия
аль-фараби составил комментарии к сочинениям евклида и птолемея. ему принадлежат «руководство по построениям», «трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд».
естественные науки
«слово о пустоте» (возможно, первая в работа о вакууме)
«книга высоких рассуждений об элементах науки »
«о необходимости искусства »
«об органах животных»
«об органах человека»