«Гражданин – это лицо, наделенное политическими,
гражданскими, иными правами и обязанностями, и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями». Это термин, взят мной из учебника. Что же на самом деле скрывается за словом «гражданин»?.
Оно говорит о многом. Прежде всего о том, что мы живем в демократическом обществе, а не при диктатуре, где с человеком могли сделать все, что угодно, без суда и следствия, и самое страшное - лишить жизни. Ведь главное правило в правовом государстве – выполнение законов. Не зря слова «правило», «право», «правовой» имеют один и тот же корень с одинаковым значением – править.
Но чтобы выполнять законы, нужно их знать. А с этим дела обстоят в нашем обществе пока не лучшим образом. Современный гражданин не приучен изучать законы. Это осталось еще с советских времен, когда все зависело «от постоянной самовластной воли другого человека». А ведь знание законов – это часть культуры человека. Современный гражданин должен обладать глубокими правовыми знаниями, уважать право, быть законопослушным.
Правовая культура появляется не сразу. Много зависит от семьи, где ребенок проводит свои первые годы, где закладываются важнейшие элементы нравственной культуры: совесть, честь, достоинство, доброта, милосердие. Человек развивается и уже в школе, других учебных заведениях получает правовые знания. Без них человек бес тяжело ему будет разобраться в правовых хитросплетениях. Значит, современный российский гражданин должен обладать знаниями законов, основанных на положительном к ним отношении. Человек возмущается беспорядком, злом, бюрократией, хамством, он не безразличен к разного рода правонарушениям, и, в конце концов, у него формируется чувство законности. Но гражданин не просто возмущается, он действует, используя благотворную силу законов.
А как он может действовать? Во-первых, используя данное ему право участвовать в выборах и быть избранным на любой пост, любую должность, которые и ему в борьбе с несправедливостью; во-вторых, участие в различных общественных организациях; в-третьих, простое неравнодушие, которое не позволит пройти мимо несправедливости.
Для этого у гражданина должно быть развито чувство экономического достоинства. Он должен чувствовать заботу государства о себе, иметь средства в любой момент приобрести какую-либо вещь или куда-то поехать, не используя различные незаконные уловки. Ведь тогда ни о каком уважении к закону не может идти и речи.
Итак, самостоятельный, независимый, культурный, защищенный законом и государством, обладающий всеми правами и свободами, чувством экономического достоинства - это современный гражданин России.
Но слово «гражданин», по моему мнению, неразрывно связано с патриотизмом, любовью к отчизне. «Либо это твой дом, либо за кордон». Эта категоричная строка взята из песни, главная мысль в которой – лишь патриоты живут в России. Гражданин должен защищать честь своего государства. Патриоты – граждане России - были, и есть, и будут во все времена, и долгие века не создали различий между гражданами Древней Руси, погибшими от татарских стрел, и гражданами Советского Союза, участвовавшими в защите родины от фашистской Германии. В памяти народной простой русский человек Кузьма Минин остается гражданином. За что ему такая честь? За патриотизм, который обеспечил Отечества, за то, что встал на защиту родины и выполнил одну из основных обязанностей именно гражданина. Но он реализовал и свое право – право стать отечества, право принимать участие в решении главных вопросов страны.
Но чтобы быть настоящим гражданином современной России, не требуется героических поступков. Нужно просто искренне любить свою родину и стремиться развивать в себе все качества, приносящие пользу стране.
Патриотизм должен прививаться с детства действиями, поступками семьи и школы. Кому, как не самым близким, поверят малыши? В школах патриотическое воспитание почти отсутствует. Но я уверена, что когда-нибудь все изменится. Надеюсь, что в ближайшем будущем, подойдя к первокласснику, услышишь от него три слова, пусть даже они ему не слишком понятны: «Я гражданин России!»
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Основы экологии и безопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности» в качестве учебной дисциплины в вузах РФ была введена в 1990 г. с целью выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения. Новая дисциплина объединила существовавшие ранее курсы «Охрана труда» (ОТ), «Экология» и «Гражданская оборона» (ГО). БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности (безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, пожарная безопасность и др.). Как учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности дает знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях.
Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.
Изучение безопасности жизнедеятельности позволяет:
· во-первых, систематизировать научное знание обо всех потенциальных опасностях;
· во-вторых, расширить представления о реакциях организма человека на воздействие негативных факторов окружающей среды с учетом его физиологических и психологических особенностей;
· в-третьих, овладеть знаниями и практическими навыками защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. БЖД является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритетаБЖД изучает среду обитания человека, то есть условия его существования.
Объект изучения – комплекс явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.
В жизненном цикле человека состояние системы “человек – среда обитания” многовариантно. Наиболее характерными являются системы:
· человек – природная среда (биосфера);
· человек – машина – среда рабочей зоны;
· человек – городская среда;
· человек – бытовая среда и др.
Во всех вариантах системы “человек – среда обитания” постоянным компонентом является человек, а среда обитания определяется его выбором.