Источником энергии для озера служит солнечный свет. при прохождении света через воду некоторая его часть поглощается планктоном и используется в процессе фотосинтеза; остальной свет поглощает вода, так что с увеличением глубины освещенность уменьшается. в глубоких озерах существует некий компенсационный уровень, т.е. глубина, на которую проникает столько света, что зеленые растения едва могут поддерживать свое существование: фотосинтез у таких растений (образование сложных органических веществ и кислорода) в точности уравновешивает их дыхание (расход пищи и кислорода). рисунок 1: структура озёрной экосистемы. показанынекоторые организмы, обитающие в различных частях озера.глубина, на которой находится компенсационный уровень, зависит от прозрачности воды. выше этой глубины растения выделяют больше кислорода, чем потребляют, так что избыточный кислород могут использовать другие организмы; ниже этой глубины фотосинтез не может обеспечить дыхание, поэтому организмам доступен лишь кислород, поступающий с водой из более поверхностных слоев озера.укореняющиеся водные растения, такие, как водяные лилии и камыши, растут на мелководных участках озера. среди этих растений находят себе убежище и пищу рыбы, головастики, насекомые и другие членистоногие, моллюски и черви. на открытой поверхности озера обитают свободно плавающие растения, которым необходим свет, и животные, которым необходимо обилие кислорода, - многие рыбы и мелкие членистоногие (рисунок 1).на большей глубине, где меньше кислорода и недостаточно света для протекания фотосинтеза, главным источником энергии служат мертвые растения и животные, опускающиеся сверху. организмы-редуценты, рыбы и беспозвоночные, способные переносить низкое содержание кислорода, питаются этими остатками, а также друг друга.сильное влияние на жизнь озера оказывает температура. вода характеризуется одной уникальной особенностью: при 4°с она обладает наибольшей плотностью. поэтому слои воды, имеющие температуру 4°с, опускаются ниже слоев, имеющих более высокую или более низкую температуру. в результате этого зимой вода с температурой ниже 4°с поднимается вверх и, охлаждаясь до 0°с, замерзает, покрывая озеро слоем льда. рисунок 2: температура воды в разное время года наразной глубине в озере, находящемся в умеренной зоне.этот слой служит изоляцией, предохраняя лежащую под ним воду от полного замерзания, так что обитатели озера выживают под слоем льда в воде, которая в течение всей зимы сохраняет температуру от 0 до 4°с (рисунок 2). весной солнце растапливает лед и нагревает поверхностные слои воды, которые с приближением их температуры к 4°с погружаются вниз, заставляя лежащую под ними более холодную воду подниматься вверх. этому весеннему перемешиванию способствуют ветер и волны. такое перемешивание имеет важное значение, потому что вода, поднимающаяся вверх, приносит с собой питательные вещества, содержащиеся в донных отложениях, и обитающие у поверхности фотосинтезирующие организмы могут использовать их. в свою очередь вода, перемещающаяся из поверхностных слоев озера в придонные, приносит кислород редуцентам и другим обитателям дна озера. р
petrowich076813
01.05.2023
Неустойчивые системы с незамкнутым круговоротом веществ.- какой вопрос в связи с этим возникает? (а лесная экосистема какая? какой в ней круговорот веществ? ) iii. проблемная ситуация- скажите, в какой природной зоне мы с вами живём? (в лесной зоне.)какие леса в нашей республике? опишите их. (лиственные, сосняки, смешанные)- давайте смоделируем лесную экосистему. (моделируют 3 яруса: трава, кустарники, деревья)- какова роль растений леса? (являются производителями)- а для чего нужен лес? (втом числе и а давйте мы с вами прогуляемся по лесу. для этого закройте глаза и представьте, что мы оказались в лесу (слушем музыку-звуки леса)- но вот до нас доносятся чьи-то голоса. давайте послушаем. iv. проблемный вопросинсценировка (диалог лены с девочка и мальчик с корзинкой в руках.)лена: миш! мы столько идём по лесу, а никаких животных так и не встретили. наверное, они в лесу не так важны. миша: как вы думаете, права ли лена? (различные мнения.) давайте это обсудим.- итак, на какой же вопрос мы будем отвечать сегодня? (какова роль животных в экосистеме леса) vi. совместное открытие знаний- на прошлом уроке мы говорили о растениях-производителях леса, а сегодня мы поговорим о других профессиях.- каких обитателей леса вы знаете? (звери: белка, заяц, лиса, волк, лось, медведь, куница, рысь и др.; птицы: дятел, сорока, поползень, ястреб и др.; насекомые: муравьи, жуки и сегодня приготовили для вас сообщения о некоторых обитателях леса. (выступление ) - , как же взаимосвязаны между собой растения, звери, птицы и насекомые? (все организмы являются пищей для других как называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой? (цепь составьте цепи питания живых организмов, обитающих в лесу. (группы получают наборы названий живых организмов леса.)i группа: кедр --> белка --> куницаii группа: ель --> лось --> волкiii группа: дуб --> гусеницы --> кукушка --> ястребiv группа: берёза --> жук-короед --> дятел --> ястреб - ель, дуб, берёза, кедр - это: (растения-производители). - белка, куница, лось, волк - это: (животные- чего не хватает в этих цепях питания? (разрушителей)- а для чего вообще нужны разрушители? (ответы детей)- кого из разрушителей вы знаете? (дождевой червь, микроорганизмы, грибы)- в каких условиях живут разрушители? (им нужны питательные вещества, влага)- вы все бывали в лесу, какие в нем условия? что заметили? (в лесу влажно)- если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? какой он будет? (круговорот будет замкнутым)- смогут ли деревья жить без обитателей леса? (нет)- легко ли встретить в лесу животных? (нет)- но несмотря на то, что потребителей и разрушителей в лесу меньше, чем производителей, роль их велика. без них нет круговорота веществ. у каждого жителя своя профессия.- заполните предложенную таблицу, распределив обитателей леса по профессиям.(№1) №1.распределите обитателей леса по "профессиям"деревья, звери, травы, птицы, насекомые, грибы, кустарники, дождевые черви, микробы.производители "кормильцы"потребители "едоки"разрушители "мусорщики"- посмотрите на экран, где представлены обитатели экосистемы леса, давайте назовем цепи питания, теперь уже не забывая ни одного жителя леса.(называют)- рассмотрите схему экосистемы леса, объясните, что обозначают стрелки? - итак, какой вывод об экосистеме леса мы можем сделать? (лес - устойчивая экосистема, с замкнутым круговоротом веществ)- а если экосистема устойчивая, то ее заменит другая? (нет)- что же мы теперь можем ответить лене? важны ли животные в лесу? а разрушители? (да, все они участники круговорота)vii. самостоятельное применение знанийа теперь выполним . №2составьте рассказ о жизни леса.растения в лесу растут животные делят между собой эти этажи: одни живут на другие - в третьи - на земле или даже под землёй. все живые организмы леса живут сообща. растений в лесу чем животных. - давайте проверим, что у вас получилось? (дети зачитывают ответы, если допущены ошибки-исправляем)рефлексия деятельности- посмотрите внимательно на экран - кто лишний? почему? ix. итог урокапри каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой? - а теперь подведём итог вашей работе на уроке. возьмите лист самооценки. поставьте себе оценки. на следующем уроке я вам эти листы с моими оценками.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Запиши название главного города региона в котором ты в арсеньеве☝️
город киев потому что украина