Цели:
Познакомиться с природными катастрофамиОтрабатывать навыки работы по физической и контурной карте полушарийСоставить памятки действий в чрезвычайных ситуацияхОборудование:
Карта полушарий;компьютер, проектор (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).Ход урокаНастрой на урок:
Учитель: Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопросы. Затем потренируем мозг – решив жизненные задачи. Слайд 2
И наконец, достанем из тайников памяти самое ценное:
Вас сегодня отвечать (слайд 3)Работа по карте
Каким цветом на карте обозначены горы?
Самые высокие горы мира. (Гималаи.)Самые длинные горы Южной Америки. (Кордильеры.)Горы Евразии, которые протянулись с севера на юг. (Уральские.)Горы, расположенные между Чёрным и Каспийским морями. (Кавказ.)Самая высокая на Земле горная вершина. (Джомолунгма.)Какие крупные горные массивы вы ещё знаете? (Альпы, Скандинавские, Тянь-Шань.)Самый высокий действующий вулкан России. (Ключевская сопка.)Формирование понятия (музыка) (Приложение 1 – слайд 3, 4, 5)
– Какие у вас возникли ассоциации? (Разрушение и т.д.)
– Что может разрушаться и почему? (ответы детей.)
– Сегодня мы продолжим разговор о горах и, я надеюсь ,узнаем много нового и интересного.
Большинство склонов и гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это – обманчиво. Мгновение – и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. Его внимание привлекают причудливые изгибы вершин, зубчатый профиль гребня, гладь равнин, при этом отвлекая от самого прекрасного – собственной жизни. Вот нарастает гул, рыбки мечутся в аквариуме, беспокойно озираются по сторонам животные. Вот уже маленькие камни стёрты при огромном движении. По швам трещит одеяния гор: друг – друга давя, обгоняя, глыбы устремляются вниз, не щадя ничего и никого на своём пути. И всё это так внезапно, так неожиданно!
– Почему они опасны?
– Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?
– Прочитайте определение.
– Под стихийными понимают разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.
К стихийным явлениям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, засухи. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Догадайтесь о какой природной катастрофе идет речь?
Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла? –
Ещё вопрос вам от меня.
Чтение текста. (Приложение 1 – слайд 6, 7)
Вопрос: Какие бывают вулканы? Нанести вулканы на контурной карте.
Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…
Чтение текста. (Приложение 1 – слайд 8, 9, 10, 11, 12)
Вопрос: Что называют очагом землетрясения?
Найдите в тексте: Отметить на контурной карте сейсмически опасные зоны
Реки едва текли,
А нередко – пересыхали,
Вдруг наполнились, подросли –
И потоками злыми стали.
Чтение текста (слайд 13)
– Какое по вашему мнению стихийное бедствие может грозить жителям Татарстана? Почему?
– Как себя вести? (Слайд 14, 15, 16.)
– Ребята, стихийные явления литосферы причиняют не только большой вред человеку, но и огромное горе. Чтобы уберечь себя и окружающих от опасности, нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Используя полученные на уроке знания, попробуйте составить памятки по поведению людей во время катастрофических явлений.
Составление памяток (работа по группам)
I группа – вулканы
II группа – землетрясения
III группа – наводнения
Выводы: Рефлексия.
– Мы сформировали новые понятия: землетрясения, вулканы, наводнения. Познакомились со стихийными явлениями и мерами предосторожности в таких ситуациях.
В течение 4– 5 минут подобрать каждому термину в левой колонке определение из правой колонки.
Приложение 1 – Слайд 17, 18, 19
Домашнее задание
Прочитай дополнительную литературу о стихийных бедствиях
Узнай: как живут люди в Азии (быт, обычаи, традиции)Умей показать на карте вулканы и сейсмически опасные районыСделай рисунки по теме урокаПоделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Учись распознавать зимой деревья .запиши какие деревья тебе удалось определить