Первая шапка Мономаха была так названа в честь византийского императора Константина Мономаха, который и подарил головной убор князю Ивану Калите. До сих пор доподлинно неизвестно, кто изготовил этот уникальный шедевр ювелирного искусства. По одной версии – это венец творенья византийских ювелиров, по другой – родина шапки Мономаха Средняя Азия, а по третьей она пришла с Ближнего Востока. В итоге этот атрибут стал символов власти древнерусских князей, а впоследствии - царей.
Шапкой Мономаха принято было венчать на царство каждого нового русского царя. Так было до тех пор, пока в 1698 году не столкнулись с проблемой, когда на престол должны были взойти сразу двое братьев – Иван Алексеевич и Петр Алексеевич. Так как Иван был старшим братом, то для малолетнего Петра решили сделать так называемую шапку Мономаха второго наряда. И эту шапку уже изготовили российские мастера ювелирного дела. Бытует мнение, что могущество России как державы и величие Петра I как великого реформатора и первого российского императора (а именно Петр I был тем, кто первый надел новую шапку Мономаха) обязано появлению истинно русского символа преемственности власти. Хотя впоследствии все остальные цари надевали именно первую шапку Мономаха.
Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей, одна из царских шапок. Символ самодержавияна Руси. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно среднеазиатской работы конца XIII(13) — начала XIV (14)века с соболиной опушкой, украшенный жемчугом, рубинами, изумрудами и увенчанный крестом.
«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».
Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор — борик. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет: «Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что шапка Мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту».
В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим». В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как с исторической (Константин умер в 1055 году, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной), так и с искусствоведческой точки зрения.
Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков
Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII (17)века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда. Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Выбери строчку, в которой правильно перечислены большие общности людей. а) расы, национальность, расселение; б) нация, европеоидная, монголоидная; в) европеоидная, негроидная, монголоидная; г) национальность, расы, происхождение