1) О том, какая религия была у карел и вепсов до принятия ими христианства, мы знаем очень мало. Древние финны и карелы поклонялись многим языческим божествам. Но более других они почитали покровителя охотников Тапио и покровителя рыболовов Ахти. По мере развития земледелия у карел появилось божество, отвечавшее за будущий урожай ‑ Укко. Считается, что Укко был также и верховным языческим богом. В его честь после окончания посевных работ устраивали веселый праздник.
Карелы язычники верили в загробную жизнь и в могилы умерших помещали различные предметы. Женщин хоронили с украшениями, мужчин ‑ с оружием и орудиями труда. Богатых людей хоронили по-особому, в “домах мертвых”. В могильную яму вставляли деревянный сруб, внутри которого помещали покойника и много дорогих предметов. Сруб закрывали и засыпали землей, а сверху насыпали курган.
Кроме того, карелы поклонялись священным рощам и деревьям, рекам и озерам, болотам и источникам, горам и холмам, камням и пням, звездам, луне и солнцу. Особенно был развит культ жертвенных камней и священных рощ, которые находились на окраинах кладбищ и полей. Самым известным жертвенным камнем является Конь-камень на острове Коневец у западного берега Ладожского озера. На святых местах язычники под руководством своих жрецов ‑ арбуев приносили в жертву животных (лошадей, быков, овец и птицу). Такими же язычниками были и вепсы.
2) Официальной датой массового крещения карелов в Приладожье считается 1227 г., однако началом распространения христианства в Карелии можно считать X век.
3) Двоеверие - это наличие в общепринятой вере признаков другого верования.
4) Монастыри играли особую роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси. В монастыре писались иконы, переписывались книги, создавались летописи. Монастыри были центрами культуры и письменности, в них можно было получить образование.
Пам’ятник споруджено відповідно до постанови ЦК Компартії України і Ради міністрів УРСР від 10.01.1978 р. № 10, прийнято державною комісією, призначеною наказом Міністерства культури УРСР від 04.08.1987 р. № 543, на чолі з заступником міністра культури УРСР Сергієнко П.С. з оцінкою «відмінно».
Проект пам’ятника виконано авторською групою в складі скульптора Обезюка Миколи Наумовича та архітекторів Босенка Миколи Олександровича і Жигуліна Валентина Костянтиновича.
Проектування пам’ятника здійснили Міністерство культури УРСР і Держбуд УРСР разом з творчими спілками художників і архітекторів України. Технічна документація на спорудження пам’ятника Лесі Українці виготовлена Київським творчо-виробничим об’єднанням «Художник» Художнього фонду УРСР. Роботи щодо спорудження пам’ятника виконували київські експериментально-виробничі майстерні Держбуду УРСР та Новогорад-Волинське ремонтно-будівельне управління Житомирського тресту «Облрембуд». Вартість спорудження пам’ятника становила 96,4 тис. крб.
Урочисте відкриття пам’ятника 8 серпня 1987 р. започаткувало у місті проведення Міжнародного свята літератури і мистецтва «Лесині джерела».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие самые крупные реки находятся на западе россии?