Сравнивая эволюцию общества, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, социологи выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом, ускорения истории..
Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3 — 4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет.
Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что палеолит (древнекаменный век) длиннее века металла, который, в свою очередь, продолжительнее мезолита. Мезолит продолжительнее неолита, а бронзовый век длиннее железного. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.
Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.
Одной из главных преобразований Петра в науке явялется открытие в 1724 г. Академии наук и вся дальнейшая деятельность ее членов. Однако Петр и Ломоносов, имея одинаковое мнение о необходимости создания и развития Академии наук, по-разному представляли ее устройство и организацию. Если для Петра на первом этапе организации Императорской Академии важно было пригласить известных европейских ученых для работы в Российской академии, то для Ломоносова главной стала подготовка российских ученых. А эта задача была гораздо сложнее, да еще при столь плачевном состоянии дела просвещения вообще, отсутствии денег и материальной базы. Мешало и происхождение Ломоносова. Если для царя-преобразователя было неважно, кто именно станет президентом академии, а кто будет ведать канцелярией академии, то для Ломоносова – человека из податного сословия – происхождение стало одним из главных препятствий. Ломоносов нашел гениальный выход из этой ситуации и сумел продвинуть "петровское дело" вперед. Достаточно привести в пример создание химической лаборатории. Пять лет открытие ее откладывалось из-за отсутствия денег и бюрократических проволочек в канцелярии и Сенате, а Ломоносов, найдя заинтересованного подрядчика – Горбунова, за три месяца решил вопрос. Петровские традиции в области науки были продолжены и в исследовании земных недр и поиске морских путей вокруг России. Здесь вклад Ломоносова неоценим. Целый ряд произведений посвящен планам освоения Северного Ледовитого океана, условиям плавания по нему, вариантам возможного освоения морского пути из Северного Ледовитого океана в Тихий и далее, в Ост-Индию, практической подготовке экспедиций
из Архангельска (техническое оснащение экспедиций, геофизические условия плавания, подбор команд и т.д.). Работы Ломоносова в Морском ведомстве по подготовке и осуществлению этих путешествий продолжились после его смерти. Следующее достижение Петра – это заграничные путешествия. Ломоносов был послан в Германию отнюдь не для Академии, а для обучения горному делу. Студенты проходили подготовку как
инженеры для разработки шахт и добычи руды. Ломоносов овладел всеми нужными специальностями, бывал в шахтах, на заводах, разговаривал со специалистами еще будучи в Германии, писал научные труды. Даже
после ухода из Фрейберга он посещал шахты, заводы. В этом он был подобен Петру. Ломоносову принадлежит ряд классических произведений по горному и шахтному делу, написанных уже по возвращении на родину: "Слово о рождении металлов от трясения земли", "Первые основания металлургии, или рудных дел". Таковы краткие заметки о взаимосвязях и продолжении трудов Петра Великого и новых идеях и свершениях Михаила Васильевича Ломоносова в области науки и просвещения.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Написать краткое сообщение. про татар по плану. язык культура национальный костюм национальная еда!
ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан.
По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 5 млн 558 тыс. татар. Живут в Республике Татарстан (2 млн человек), Башкирии (991 тыс. человек), Удмуртии, Мордовии, Марийской Республике, Чувашии, а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Проживают в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, Литве, Латвии и Эстонии. По данным Переписи 2010 года в России живут 5310649 татар.
История этнонимаВпервые этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских племен в 6-9 веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине 19-начале 20 века.
В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В 13-14 веках численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Так же называли население этого государства европейские народы, русские и некоторые среднеазиатские народы.
В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в 16 веке он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины 19 века бытовали другие самоназвания:месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и другие - у волго-уральских и нугай, карагаш, юрт, татарлы и другие - у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары.
ЯзыкЯзык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики.
РелигияБольшинство верующих татар - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как "меселман", т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности.
Традиционные занятияВ основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконнные заводы, была развита торговля.
Национальный костюмТрадиционный татарский костюм мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши