тундра — это природная зона, которая лежит севернее зоны лесов. на территории россии она раскинулась от кольского полуострова до чукотки.
климаттундра делится на три вида:
южная — ближе всего к зоне лесов.средняя — севернее южной.арктическая — самая холодная, северная часть этого природного пояса. она граничит с зоной вечных снегов.зима в этой климатической зоне длится 8-9 месяцев. лето короткое — 3-4 месяца. замерзшая земля летом почти не оттаивает, поэтому тундровую поверхность называют «вечной мерзлотой». даже в середине лета здесь может ударить мороз и выпасть снег.
летняя температура не бывает выше +10˚ с. земля оттаивает всего на несколько сантиметров. в южной части летом бывает до +11˚ с. земля там оттаивает глубже и поэтому образуется много болот и озер.
зимой снежный покров не превышает 15-30 см. всё время дуют сильные ветра. поэтому снег не лежит, а постоянно движется. с любых возвышенностей его сдувает полностью.
осадков выпадает мало, но их всё равно больше, чем испаряется воды с земли. поэтому почва перенасыщена влагой.
почвав тундре бывает песчаная, глинистая, торфяная, каменистая почва. на западе россии — это глинисто-песчаные равнины с множеством рек, болот и озер. на востоке встречаются горные хребты и скалы.
тундровые почвы совсем неплодородны. на высоких местах, где снег сдувается ветром, почва совсем не имеет растительности. на поверхность выступает только мерзлая глина или песок. такие участки называют «глиняными медальонами».
растительный миркогда ветер с силой гонит по равнине снег — он срезает торчащие верхушки трав и кустарников, словно подстригает их. поэтому растения не могут вырастать высокими. только в низинах южной тундры бывают деревья и кустарники в рост человека.
в основном тут растут травы, мхи и лишайники. чем севернее — тем меньше встречается трав и больше мхов. в средней зоне стелящиеся ива и берёза. в арктической — стелящиеся кустарники.
мхи и лишайники растут так плотно, что напоминают подушку. в их толще могут прятаться кустики брусники, клюквы, морошки и даже карликовые деревья. самый ценный мох — это ягель или олений мох. этим мхом питаются северные олени.
на глинистых почвах растут мхи и травы, на каменистых и песчаных — лишайники. на торфяных почвах мхи, ягоды и стелящиеся деревья. всем растениям в тундре не хватает тепла. поэтому корни растений растут не вглубь, а по поверхности.
животный мирживотный мир тундровой зоны разнообразен. здесь водятся лемминги — мелкие грызуны, которые быстро размножаются. живут тут также серый и белый песец, белые полярные лисы, волки, медведи.
главное животное тундры — северный олень. он не боится холода и ветра. у него такие широкие копыта, что он может ходить по снегу и не проваливаться. он умеет разгребать копытами снег и добывать мох-ягель.
из птиц постоянно живут в этих широтах полярные куропатки, совы и полярная утка — гага. на лето прилетают различные перелетные птицы с юга.
все полярные животные и птицы меняют окраску. летом они серо-коричневые, под цвет ландшафта. зимой они белые или светло-серые, как снег.
экологиячеловек разрушает экологию севера. это происходит из-за добычи полезных ископаемых. пролившаяся нефть загрязняет почву. сгоревшая нефть делает участки земной поверхности безжизненными. на расчищенных ото мха площадках образуются озёра, потому что сильнее прогревается почва и оттаивает мерзлота.
животные не могут переходить через трубы нефтепроводов в поисках корма и погибают от голода. на животных и птиц всегда охотились люди. поэтому многие полярные животные и птицы находятся на грани исчезновения и занесены в красную книгу.
для сообщения в тундре применяют авиацию и вездеходы. вездеходы сильно хрупкую растительность, которая потом восстанавливается десятки лет. самый лучший транспорт северных жителей — это оленей.
хотя тундра беднее других природных зон, но она способна прокормить полярных животных и перелётных птиц. поэтому нужно беречь её природу.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как зубры вернулись в кавказский заповедник?
Зубр относится к древнейшим видам диких животных. Он встречался на Северном Кавказе еще в период палеолита. Так, по свидетельству археологов, на Ильской палеолитической стоянке древние охотники добыли больше всего зубров – 43 особи, тогда как мамонтов – 5, а гигантских оленей – 4 [9, с. 96]. Крупные животные были обнаружены также и на Даховской пещерной стоянке первобытного человека недалеко от Майкопа. Пещера характеризуется как временное охотничье поселение эпохи палеолита. Здесь были найдены лопатка и бедренная кость мамонта, а также большое количество костей зубра [61, с. 46]. Пятнадцать тысяч обломков костей животных, в основном принадлежащих зубру, были найдены на Баракаевской пещерной стоянке в Мостовском районе Краснодарского края [62, с. 47]. Кроме этого Н. К. Верещагин упоминает о двух черепах зубров, извлеченных из первой надпойменной террасы Терека под Моздоком, при этом полости черепов зубров были забиты вулканическим пеплом [9, с. 103].
а - кавказский подвид; б - беловежский подвид
а — кавказский подвид; б — беловежский подвид
Как видим, ранние памятники материальной культуры, относящиеся к эпохе палеолита и позднего неолита, были обнаружены по всему Кавказу. По всей вероятности, изначально область распространения кавказского зубра не ограничивалась какой-либо одной частью Кавказа, а располагалась на значительном пространстве вдоль большей части Кавказского хребта.
Некогда зубры жили близ Эльбруса и далее на восток, что доказывается нахождением в указанных местах их черепов. О том, что зубры обитали на ныне безлесной равнине и в горах Центрального Предкавказья, свидетельствуют коллекции черепов этих гигантов, собранные в осетинских святилищах – дзуарах (XVIII–XIX вв.). Что же касается Закавказья, то еще Рашид ад-Дин сообщал, что Абага-хан, зимуя в 1275-1276 гг. в Арране и в 5 фарсангах от Шахруда, стал охотиться в лесу на «горных буйволов». При описании охоты Газан-хана в Талыше в 1301-1302 гг этот летописец отметил : «После этого воины устроили облаву и гнали дичь, как-то: горных буйволов, джуров, диких коз и ослов, шакалов, лисиц, волков, медведей и других всевозможных диких и хищных зверей вовнутрь изгороди, до тех пор, пока они все не собрались в том загоне» [39, c. 188-189]. При этом, слухи о диких быках в горах Талыша и Эльбруса сохранялись вплоть до XIX века [80, c. 24].
Очень мало сведений имеется и относительно того, как с течением времени суживалась область распространения зубров. Эту бедность сведений можно приписать тому, что большая часть натуралистов, писавших в свое время о Кавказе, либо вовсе не говорила о зубрах, либо говорила о них очень мало.
В европейской науке кавказский зубр впервые упоминается в литературе в XVII в. В 1625 году доминиканский монах Жан де Люка в своем «Описании перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин» описывая застолье у черкесов, упоминает, что «вместо стаканов они употребляют рога диких буйволов и других животных». [15, с. 491]
Спустя несколько десятилетий, в 1654 году, другой доминиканский монах, Арканджело Ламберти*, в труде «Описании Колхиды, называемой теперь Мингрелией, в котором говорится о происхождении, обычаях и природе этих стран» указывал, хотя и по слухам, на существовании некоего «дикого буйвола» на границе Мингрелии: «Мингрельцы утверждают, что на границе с Абхазией водятся дикие буйволы». [30, с. 223 ]
Знаменитый естествоиспытатель XVIII века Петр Симон Паллас в своем классическом труде «Zoographia Rosso-Asiatica» также приводит интересные данные о зубрах Кавказа.
П. С. Паллас
В частности, он ссылается на известия, которые ему удалось найти в архивах Петербургской Академии наук. В соответствии с ними, Георг Мориц Ловитц, русско-немецкий математик, астроном и географ, после одного из своих путешествий по южной России оставил записку, в которой упоминает о зубре, убитом около 1770 года абхазским князем Исламом недалеко от современного Пятигорска, под горой Бештау. Расстояние между рогами у этого зубра равнялось 17 дюймам, а из его шкуры в районе спины было вырезано ремней общей длинной в 29 английских футов [82, с. 241].
Следующее по времени известие о кавказском зубре, которое приводит Паллас, принадлежит Иоганну Антону Гюльденштедту, действительному члену Петербургской Академии наук, руководителю одной из академических экспедиций, работавшей на Кавказе с 1770 по 1774 годы. Путешествуя по Дигории, он посетил пещеру-святилище Олисай-дом, расположенную в ущелье р. Урух близ селения Заделеск, где обследовал помещенные там черепа различных жертвенных животных*. Среди них он обнаружил 14 черепов зубров. Измерив их, Гюльденштедт убедился, что по величине они значительно уступают черепам зубра беловежского [82, с. 242].