ответ:Зима в степной зоне суровая для этих широт, с отрицательными температурами воздуха, частыми и сильными ветрами, маломощным снежным покровом. Суровость зимы нарастает в восточном направлении. Средняя температура января изменяется от -2 на западе зоны до -20° и ниже на востоке. Сравнительно мягкая зима на западе зоны благоприятна для озимых культур и садоводства.
Сильно затрудняют работу транспорта зимой метели, особенно частые к востоку от Волги. На севере Казахстана в среднем отмечается от 25 до 40 дней с метелью, а в сильно метелевые годы – до 40-60 дней. На Украине и в Заволжье, включая северо-запад Казахстана, случается гололед, вызывающий обрывы проводов на линиях связи и электропередач, поломку деревьев.
Весной раньше всего снеготаяние начинается в причерноморских степях: здесь снег сходит в первой половине марта. В степях Казахстана и Западной Сибири снеготаяние отодвигается до 20 апреля и позднее. Оно сопровождается ледоходом и бурным половодьем рек. В это же время активно протекают процессы плоскостного смыва почв, энергично развиваются овраги.
Весна – период бурной вспышки развития эфемеров и эфемероидов, придающих злаковой степи на короткое время красочный вид. Среди таких растений преобладают тюльпаны, ирис низкий, веснянка весенняя , гусиный лук луковичконосный и маленький.
Массовое начало сева яровой пшеницы в степной зоне начинается тогда, когда средние суточные температуры воздуха достигают 5° (во второй половине марта на Украине и в конце апреля в Кулундинской степи). Посев теплолюбивых культур (кукуруза совпадает с подъемом средних суточных температур до 10°. Этот период в степях Украины наступает около 21 апреля, в Кулундинской степи – около 12 мая.
Повышение температуры воздуха весной происходит быстро, поэтому проведение посевных работ в сжатые сроки, пока еще почва не потеряла осенне-зимнюю влагу, составляет непременное условие для получения высоких урожаев. Весенние засухи – рас явление в степной зоне. В засушливые весны создается благоприятная обстановка для развития ветровой эрозии почв и формирования пыльных бурь. Нормальный ход весны нередко прерывается возвратами холодов с заморозками, опасными для плодовых садов и теплолюбивых культур.
Лето в степи солнечное и жаркое. Средняя температура июля (на уровне моря) 22,0-23,5°. В восточноевропейских степях 60-80 дней в году средняя суточная температура превышает 20°. К летнему сезону приурочен максимум атмосферных осадков. Самый влажный месяц года – июнь, местами июль. Приуроченность максимума осадков к первой половине лета благоприятна для посевов, находящихся в стадии интенсивного роста. Однако летние осадки в степях выпадают преимущественно в форме кратковременных ливней, которые, мало увлажняя почву, причиняют большой вред – смывают пахотный слой вместе с посевами, активизируют рост оврагов, сносят плотины в прудах. Иногда ливни приобретают катастрофический характер. В г. Николаеве 30 июня 1955 г. за 4 часа выпало 195 мм осадков. Интенсивность ливней несколько уменьшается в восточном направлении. Но и здесь суточный максимум осадков может достигать 100-110 мм.
Примерно одно лето из двух-трех в степной зоне засушливое. Частота и интенсивность засух в степях Украины ниже, чем в центральных и восточных районах зоны. Часты летом суховеи. Даже на Украине за теплый сезон суховеи наблюдаются на протяжении 7-17 дней (в Аскании-Нова – на протяжении 20-24 дней). В городе Калаче (Воронежская область) в 1954 г. в течение 25 июня - 10 июля держалась суховейная погода с максимальной температурой воздуха от 33 до 39,4° при минимальной относительной влажности воздуха от 27 до 11%.
Как правило, засуха не рас на всю территорию зоны. В большинстве случаев (81%), чем засушливее лето на Русской равнине, тем более вероятно избыточное увлажнение в степях Казахстана, и наоборот. Эта природная закономерность, связанная с особенностями атмосферной циркуляции, имеет огромное значение для бесперебойного снабжения страны хлебом. Уровень воды летом в реках степной зоны резко падает. Это затрудняет судоходство даже на крупных реках и создает дополнительные трудности для водоснабжения населенных пунктов и промышленных объектов. Злаковые степи уже в первой половине лета выгорают, приобретая желтую окраску, создающуюся подсыхающими ковылями и типчаком.Начало осени (сентябрь) характеризуется теплой и сухой погодой; позже начинаются обложные дожди, распутица. Уже в конце октября на востоке зоны степей появляется снежный покров. В степях Причерноморья это происходит позже – в конце ноября – начале декабря. Раннее установление снежного покрова на востоке зоны необходимо учитывать при планировании уборочных работ.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сколько разделов в программе юный эколог , чему посвящён каждый из них
Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Принципы реализации программы:
постепенное наращивание объема материала;
первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
широкое использование разных видов практической деятельности;
подача познавательного материала с приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.
В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.
Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.
Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.
Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.