На I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие возникают из низших и на их основе; первичная познавательная человека — ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации психических явлений.
II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Объяснение:
Этапы и особенности развития психологической науки
Психология - достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.
Историю развития психологии можно условно разделить на четыре этапа.
На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой.
17
В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику - материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира - это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
На втором этапе развития психологии как науки с начала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. А.Д. Локк, утверждая, что в разуме нет ничего, что не бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.
На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна
18
сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.
На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Ты представитель благотворительной организации, которая древним племенам и улучшает условия их проживания. тебя отправили в командировку, цель которой – наладить контакт с древним племенем дэдуевцев. они живут в изоляции. для того чтобы попасть к цивилизованным людям, им нужно пройти 1000 км. дэдуевцы часто болеют, но пройти такой большой путь до больницы не могут, поэтому их лечит местный знахарь. ты пришел к ним с особой : вам надо построить мост через реку, тогда дорога до больницы сократится втрое. установить контакт с дэдуевцами, объяснив им, кто ты и чего ты хочешь, зачем дэдуевцам нужен мост, найти плюсы в постройке моста. объяснить племени, что оно тоже должно участвовать в постройке моста. считается выполненным, если в результате твоего общения дэдуевцы согласятся строить мост.
когда ты прибудешь вплемя ,постараться объяснить,что ты друг,угостить детей ,женщин сладостями,мужчинам подарить рыболовные крючки,ножи,женщинам недорогие украшения,устроить обед или ужин для всего племени,если есть больные оказать своим врачом,который будет в экспедиции,войти в полное доверие,
а потом объяснять,что ты пришёл на чтобы облегчить их жизнь,а для этого нужно построить мост через реку, по нему будут проезжать машины,которые будут привозить продукты,лекарства,больных можно будет лечить в больнице.Начать строительство моста своими силами,потом объяснить,что кто желает может строительстве,что за это будет выплачено вознаграждение,объяснить,что за полученные деньги они могут купить одежду,разную посуды,предметы для дома,снасти,ружья.