-О чем говорили мудрецы, сидя за круглым столом?
Они говорили о том,чему они научились в жизни и какие уроки освоили
-Почему прощение они назвали важным уроком?
Потому что это один из самых сложных уроков в жизни,За одну жизнь
этим не справиться.Ты будешь страдать...
-Почему говорят , что любовь есть сила жизни?
Думаю, человек не может жить счастливо без любви. Она многолика. Мы любим родителей, детей, мужей и жён, друзей – и всех по-разному, по-особому. Но к кому бы мы ни испытывали это чувство, настоящая любовь всегда означает понимание, уважение, готовность защитить пойти на жертву ради любимого человека.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Исследования Л.Н. Седовой и Н.П. Толстолуцких, к которым мы обратились в ходе изучения обозначенной проблемы, позволили выявить ряд признаков, присущих современному воспитанию как педагогическому явлению:
1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, который определяется позитивными изменениями, происходящими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.
2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия – стимулирование позитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).
3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.
4. Воспитание как педагогическое явление – это процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель [2].
Учитывая эти признаки, воспитание принято считать воспитательным процессом, который подразумевает направленную и организованную жизнедеятельность обучающихся в условиях различных образовательных учреждений. Чтобы осознать сущность воспитательного процесса и повысить его роль в педагогической деятельности, необходим системно-структурный подход к изучению основных элементов воспитания, а также решение следующих взаимодополняющих задач:
- осмысление основных положений теории воспитания;
- изучение степени разработанности проблемы в научной деятельности;
- поиск возможных подходов к организации воспитательной работы.
Воспитание детей и молодежи осуществляется с особых средств – различных видов деятельности, которые подразделяются на типы, являющиеся характерными и ведущими для каждого определенного возраста: в дошкольном – это игровая деятельность, в младшем школьном возрасте – учебная, в подростковом – личностное общение, для старшего школьного возраста характерной является учебно-профессиональная деятельность. Несомненно, на каждом возрастном этапе ведущим средством воспитания является процесс обучения, осуществляющийся педагогом-личностью, на которую равняется обучающийся в системах общего и дополнительного образования.
Составляющей воспитательного процесса является воспитательная работа, основа которой – организация совместной деятельности педагога и обучающегося, охватывающая в рамках всего воспитательного процесса внеучебное время. Весь процесс воспитательной работы реализуется через создание воспитательной системы, необходимой для достижения основной задачи – социального развития человека, формирования духовно-нравственных ценностей.
Для построения успешно функционирующей воспитательной системы в образовательном учреждении (будь то общеобразовательная школа или школа искусств) необходимо формирование грамотного, профессионального, организованного педагогического коллектива. По меткому выражению В.А. Сухомлинского, «в учебном заведении и стены могут воспитывать, но возможно, что и весь коллектив школы не будет к воспитанию, если педагоги будут действовать разрозненно и нецеленаправленно» [2].
Деятельность всего коллектива должна быть направлена на реализацию цели, наряду с которой коллектив учебного заведения формирует идеи, которые могут лечь в основу Устава школы:
• принцип творческого саморазвития личности;
• принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений;
• принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;
• принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные, региональные и местные традиции.
Для реализации цели воспитательной работы необходимо опираться на методику воспитательной работы. Методика воспитательной работы – это раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе [3].
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Дилемма для ирины перед ириной стояла дилемма, как ей поступить? недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. в ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работникам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и скрыть существенную часть наличности от налогов. ирина считала, что эта практика является неправильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудиторском отчете. она подняла этот вопрос в разговоре с николаем, старшим в ее аудиторской группе. он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. николай предложил ирине поговорить с руководителем фирмы, если ее что-то в этом деле не удовлетворяет. прежде чем идти к руководителю, ирина долго думала об этой проблеме. на занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на ее фирмы высоким этическим стандартам. это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. однако визит к руководству оказался неудачным. алексей петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная ириной практика вообще-то не является правильной. вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. алексей петрович пошел даже на то, что сказал ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. от этой встречи у ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. состояние неудовлетворенности и беспокойства у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег. ирина обратилась к борису и михаилу, работавшим в фирме уже около двух лет. оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. они были удивлены, что ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя – начальника отдела аудита. борис и михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то им не избежать неприятностей. они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в аудиторских отчетах. к этому их подталкивало знание факта, что руководство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы». поэтому они не хотели создавать проблемы. борис и михаил призвали ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос. перед ириной встал выбор. в принципе она могла бы настоять на своем через голову своего непосредственного начальника. она понимала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. и что совершенно точно, ее действия будут не по душе ее коллегам. конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. при таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны, и это, может быть, ей сделать карьеру в фирме. единственной проблемой, с которой ей по-прежнему пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. времени для решения было совсем мало. вопросы 1. межличностные конфликты какого типа имеют место в ситуации? объясните и подтвердите фактами. 2. имеется ли в описанном в ситуации конфликте конструктивная сторона? если да, то в чем она выражается? 3. имеются ли в ситуации конфликты других уровней, кроме межличностного? какие? объясните и подтвердите фактами. 4. какой стиль разрешения межличностного конфликта был использован каждым из участников событий? подтвердите фактами. 5. как вы предложили бы поступить ирине в данной ситуации?
1.межличностные конфликты – это конфликты между отдельными в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. к первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр. , напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.
психологическая несовместимость - неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.
личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально-психологической компетентности (когда, например, человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации) , недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера.
межличностные конфликты могут протекать в форме:
соперничества - стремления к доминированию;
спора - разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
дискуссии -обсуждения спорного вопроса.
в зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения оппонентов, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:
уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями ( но только в данный момент ), либо стремится оправдать себя;
компромисс - взаимные уступки обоих сторон;
эскалация напряжённости и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние;
силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны силой ( угрозой применения силы ) принять тот или иной вариант исхода противоречия.