Думаю, что необходимо особо подчеркнуть, то, что только совокупность дидактических принципов обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, т.к. это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных и воспитательных задач за счёт др. Точно так же недооценка отдельных принципов будет вести к снижению эффективности обучения. Только целостное применение дидактических принципов позволит успешно решить задачи современной школы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Идет урок природоведения. коля с. отвечает у доски. все дети внимательно слушают мальчика. стоит только отвечающему немножко замешкаться, чуть-чуть ошибиться, как тут же взмывается лес рук. наиболее нетерпеливые даже трясут обеими: хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают своего товарища и готовы поправить его сию же минуту. коля все чаще и чаще допускает шероховатости, теряется, ошибается. вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ товарища, но наконец не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять ответ. теперь коля занят уже не столько своим ответом, сколько реакцией класса. он все больше и больше запутывается, начинает тянуть слова и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает. - что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? тебе так … опять недоучил! … урок биологии. отвечает ира к. в классе тихо. но что это за тишина? товарищи слушают ответ иры? некоторые – да. а остальные? вот три ученицы, пытаясь предвидеть очередной вопрос педагога, листают учебник. несколько человек устремили свои взоры в окно – на лицах глубокая задумчивость и мечтательность. другие тихонько открывают учебник и начинают готовиться к следующему уроку. две девочки «разговаривают глазами» о вещах, весьма далеких от содержания урока. больше половины класса, присутствуя, отсутствуют. ира допускает ошибки, но нет желающих ее поправить. никто в классе не вызвался высказаться по поводу ответа. : оцените эффективность устного опроса у доски в первом и во втором случае. есть ли между этими ситуациями что-нибудь общее? какие особенности проявления внимания (и невнимательности) здесь можно отметить? чем они могут быть вызваны? какими приемами может воспользоваться учитель для правильной организации внимания учеников в той и другой ситуации?
Эти ситуации похожи тем, что отвечающие у доски дети, в итоге допускают ошибки и замолкают. Мне кажется, что первый случай устного опроса у доски, более эффективней, т.к. отвечающему почти весь класс, и все его слушают. Во втором же случае не всё внимание класса приковано к отвечающему. Если в первом случае мальчика все слушали чтобы исправить, то во втором половина, и даже четверть класса не была заинтересована. В первом случае, все слушали мальчика, возможно потому, что учительница была заинтересована, или мальчик начал интересно отвечать, или класс был очень воспитанным и уважающим ответы других учеников. Здесь довольно много вариантов, которые могли вызвать внимание класса. Во втором случае никто не слушал девочку, потому что учителю не было интересно, а кому-то нужно было подготовиться к следующему уроку, кто-то завис наблюдая за происходящем в окне, кому-то совсем не было интересно. Здесь тоже довольно много вариантов. В действительности, на внимание детей влияет множество аспектов. Иногда, все дело заключается в учителе. В том, как он внимательно слушает отвечающего. Если учитель слушает, есть небольшая вероятность, что и другие заинтересуются. Если же учитель во время ответа будет заниматься своими делами, то и другие ученики посчитают этот ответ не нужным и не заитересуются им. Чтобы ученики слушали внимательно, в первую очередь, учителю нужно обратить внимание на других учеников. Убедиться, что они не занимаются посторонними делами, не касающихся урока. Возможно, решить какие-то взаимоотношения между учениками в классе. В целом, заполучить все внимание не всегда удается.
Надеюсь, это тебе. Возможно, этот ответ не ответит на все вопросы, но я старалась. Мне еще 13, и я плохо мыслю по-философски, но надеюсь, я тебе