Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Определите, какие виды наблюдения использовались в представленных ниже ситуациях. 1. В. Б. Ольшанский, будучи сотрудником института философии Академии наук, в 60-е годы века методом наблюдения изучал ценностные ориентации молодых рабочих (а точнее, их проявление в поведении Исследователь в течение нескольких месяцев работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов. Личный опыт и производственная квалификация позволили В. Б. Ольшанскому войти в коллектив цеха в качестве рядового рабочего. Ему удалось быстро установить дружеские отношения с другими рабочими, бывать у них дома и т. д. 2. Л. Петерсон с коллегами в 80-е годы века в США исследовал проявление альтруизма у детей. Изучалась готовность младших школьников к оказанию друг другу. Наблюдения показали, что такое поведение возникает у детей спонтанно не чаще 1-2 раз в час. Исследователи решили создать ситуацию, увеличивающую вероятность поведения, и сказали детям, что каждый из них по очереди будет носить суперплащ — ярко-синюю накидку с красной атласной звездой на груди. Накидка застегивалась сзади на шее большой пуговицей, и для ее застегивания была необходима другого человека. Происходившее записывалось на видеокамеру. 3. Д. Розенхан и его сотрудники из Стэнфордского университета в 70-е годы XX века симулировали симптомы психотических расстройств и были помещены в психиатрические клиники. Д. Розенхана и его сотрудников поместили в разные психиатрические клиники, но они пришли к схожим выводам, наблюдая изнутри жизнь клиник и взаимодействия между персоналом и пациентами. Сотрудники клиник, не отдавая себе в этом отчета, бесчеловечно обращались с пациентами, игнорировали их законные и обходились с ними скорее как с животными в зоопарке, чем как с людьми. 4. Л. Фестингер с коллегами в 1950 году «внедрились» в религиозную общину, которая предсказывала, что наводнение в определенный день уничтожит большую часть Северной Америки. Цель исследования заключалась в том, чтобы наблюдать за поведением членов общины после того, как предсказание не сбудется. Когда предсказание не сбылось, большинство членов общины продолжили активную деятельность по обращению людей в свою веру, убедив себя в том, что именно их деятельность предотвратила катастрофу. Оказалось, что несбывшееся предсказание может не изменить, а укрепить взгляды человека. На основе результатов этого исследования Л. Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса. 5. Социальный психолог А. А. Ершов в 70-е годы века изучал особенности коммуникативного поведения бригадиров, работавших на молокозаводе в Ленинграде. Регистрировались частота и длительность актов вербального и невербального общения бригадира с рабочими, манипуляций с машиной и визуального контроля за ее работой. Обработка результатов наблюдения упрощалась тем, что проводился десятиминутный замер коммуникативного поведения каждого бригадира по 10 раз. В итоге был сделай вывод о зависимости эффективности работы бригады от коммуникативной активности бригадира.
2. В данной ситуации используется метод наблюдения со специально созданной ситуацией. Исследователи Л. Петерсон и его коллеги решают создать ситуацию, которая стимулирует акты альтруизма у детей. Для этого они предлагают детям носить ярко-синие накидки с звездой на груди, которые застегиваются сзади и требуют помощи другого человека для застегивания. Все происходящее записывается на видеокамеру. Таким образом, исследователи могут наблюдать и изучать, как дети реагируют на эту ситуацию и как часто они оказывают помощь друг другу.
3. В данной ситуации также используется метод натурного наблюдения. Д. Розенхан и его сотрудники занимают места пациентов в разных психиатрических клиниках и изучают жизнь клиник, а также взаимодействия персонала и пациентов. Они наблюдают изнутри, как сотрудники клиник обращаются с пациентами и взаимодействуют с ними. В результате наблюдений они делают выводы о том, что сотрудники клиник иногда неадекватно и безразлично относятся к пациентам.
4. В данной ситуации используется метод наблюдения с манипулированием ситуации. Л. Фестингер и его коллеги внедряются в религиозную общину, которая делает предсказание о наводнении. Когда предсказание не сбывается, исследователи наблюдают за поведением членов общины. Таким образом, они могут наблюдать, как люди реагируют на несбывшееся предсказание, и как они оправдывают свою веру и активную деятельность после этого.
5. В данной ситуации используется метод систематического наблюдения. А. А. Ершов изучает коммуникативное поведение бригадиров на молокозаводе. Регистрируется частота и длительность актов вербального и невербального общения бригадиров с рабочими, а также их манипуляций с машиной и визуального контроля за ее работой. Наблюдение проводится посредством 10-минутных замеров 10 раз для каждого бригадира. По результатам наблюдений делается вывод о связи между эффективностью работы бригады и коммуникативной активностью бригадира.
Каждый из указанных методов наблюдения имеет свои преимущества и особенности, и выбор метода зависит от цели исследования и доступности ресурсов и возможностей исследователя. Все методы по-своему позволяют получать данные о поведении и взаимодействии людей и изучать различные явления и показатели.