Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (Приложение, схема 6).
Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.
Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:
когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой; когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.
Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с пяти основных характеристик:
уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны получения — предписанные или достигнутые;масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;степенью формализации - строго установленные или произвольные;мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.
Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:
«рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;«разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;«регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
2 Решение задач. В каждой задаче определите тип отношения к болезни по А.Е. Личко. Задача № 26 Иванов попал в больницу с язвой двенадцатиперстной кишки. Во время нахождения в больнице, он поругался с соседями по палате, у Иванова всегда было понижено настроение. В своей болезни он винит жену, утверждая, что она его неправильно кормила. Определите тип отношения к болезни. Задача № 24 У пациентки Сидоровой выявили заболевание ЖКТ. Ей нужно пройти диагностику, сдать анализы, но пациентка проигнорировала всё это, ссылаясь на то, что у неё нет времени. После визита к врачу, Сидорова взяла дополнительную подработку, так как её беспокоило заболевание, она думала, что за работой можно забыть о болях. Определите тип отношения к болезни. Задача 3 У больного присутствует постоянная озабоченность своим физическим состоянием: пессимизм, склонность к жалобам, неверие в успех лечения, постоянное самонаблюдение. Исходное повышенное внимание к себе сочетается с недостаточной контролировать свои эмоции. По отношению к окружающим характерны несговорчивость, упрямство. Задача 4 Больным свойственно отрицание эмоциональных затруднений и напряженности в межличностных контактах. Склонность предъявлять соматические жалобы проявляется в следующих утверждениях: "Мне случалось падать в обморок...", "У меня бывает чувство будто голова связана повязкой или обручем". Переживания больных ориентированы из стороннего на- блюдателя . Характерна демонстративность поведения. Иногда отсутствует умение строить свое поведение на основе предшествующего опыта; поведение строится, исходя из удовлетворения появившихся в данный момент желаний. Задача №1 Больная Н. Возраст - 10 лет. Диагноз: бронхиальная астма. Ни на шаг не от- пускает свою маму. Боится, что как только она останется одна - с ней случится приступ. Девочку мучит бессонница из-за страха ночных приступов. Постоянно думает о своем заболевании. Мама вынуждена была уволиться с работы. Постоянный страх девочки перед приступами мешает ей нормально учиться, общаться с друзьями: девочка не может ходить в школу, не приглашает в гости друзей (боится подхватить которая спровоцирует приступ Определите тип отношения к болезни.
1.Понятия эти характеризуют качественные проявления человека.
2.Структура личности - формируется в процессе общения людей, начиная с первичных форм общения матери и ребенка. Потом возникает вопрос об группировании, так возникает структура личности.
3.У каждого человека своя роль. Роль - это ожидаемое поведение индивида зависимо от статуса. Существуют такие понятия как ролевая идентификация и ролевая дистанция. А также существуют конфликты между ролями.
4. На формирование личности влияют такие факторы: наследственность, географические, образ жизни, физиологические особенности среды обитания. а также есть некоторые теории(такие как теория черт, социального научения и гуманистическая психология)
5 -
6. Фрейд теория социализации детей Фрейда:
1)имитация - бессознательное копирование ребенком поведения других.
2) идентификация - усвоение поведения других как собственную.
3) Чувство вины и стыда - подавляют негативные модели поведения.
Можно согласиться с 1 и 2 теорией, 3 теория вызывает возражение, так как не у всех детей чувства вины и стыда подавляют девиантное поведение.