Проблема отличия омонимии и многозначности может возникнуть в том случае, когда омонимы появляются в результате семантического расщепления многозначного слова. при этом на основе разных значений одного слова формируются совершенно разные слова. их прежние семантические связи утрачиваются, и только этимологический анализ позволяет установить некогда общий семантический признак, свидетельствующий об их едином корне. например, вследствие распада многозначного слова появились омонимы: брань - ругань и брань - война, битва; метить - ставить метку и метить - стараться попасть в цель, среда - окружение и среда - день недели и др.однако расхождение значений многозначного слова происходит медленно, и поэтому появление омонимов не всегда осознается как завершившийся процесс. возможны переходные случаи, которые могут быть по-разному истолкованы.современной наукой выработаны критерии разграничения омонимии и многозначности, развести значения одного и того же слова и омонимы, которые возникли в результате полного разрыва полисемии.1. предлагается лексический способ разграничения многозначности и омонимии, который заключается в выявлении синонимических связей омонимов и полисеманта. если созвучные единицы входят в один синонимический ряд, то у разных значений еще сохраняется семантическая близость и, следовательно, рано говорить о перерастании многозначности в омонимию. если же у них синонимы разные, то перед нами омонимия. например, слово коренной в значении коренной житель имеет синонимы исконный, основной; а коренной в значении коренной вопрос - синоним главный. слова основной и главный - синонимичны, следовательно, перед нами два значения одного и того же слова. а вот иной пример: слово худой в значении не упитанный образует синонимический ряд с прилагательными тощий, щуплый, сухопарый, сухой, а худой - лишенный положительных качеств - с прилагательными плохой, скверный, дурной. слова тощий, щуплый и др. не синонимизируются со словами плохой, скверный. значит, рассматриваемые лексические единицы самостоятельны, т.е. омонимичны.2. применяется морфологический способ разграничения двух сходных явлений: многозначные слова и омонимы характеризуются различным словообразованием. так, лексические единицы, имеющие ряд значений, образуют новые слова с одних и тех же аффиксов. например, существительные хлеб - хлебный злак и хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из муки, образуют прилагательное с суффикса - и-; ср. соответственно: хлебные всходы и хлебный запах. иное словообразование свойственно омонимам худой и худой. у первого производные слова: худоба, похудеть, худущий; у второго - ухудшить, ухудшение. это убеждает в их полном семантическом обособлении. у омонимов и многозначных слов, кроме того, и различное формообразование; ср. худой - худее; худой - хуже.3. используется и семантический способ разграничения этих явлений.значения слов-омонимов всегда взаимно исключают друг друга, а значения многозначного слова образуют одну смысловую структуру, сохраняя семантическую близость: одно из значений предполагает другое, между ними нет непреодолимой границы. однако все три способа разграничения многозначности и омонимии нельзя считать вполне надежными. бывают случаи, когда синонимы к разным значениям слова не вступают в синонимические отношения между собой, когда слова-омонимы еще не разошлись при словообразовании. поэтому нередки разночтения в определении границ омонимии и многозначности, что сказывается на толковании некоторых слов в словарях.
Светлана-Тигран
06.10.2020
Однажды я проснулся и, как обычно, подошел к окну. и вместо привычного серого пейзажа увидел нечто невероятное. наконец-то выпал первый снег! он преобразил до неузнаваемости все вокруг: мостовые, тротуары, крыши домов. казалось, что весь город укрыт гигантским белоснежным покрывалом или праздничной скатертью. снег опускался на землю абсолютно бесшумно, мягко и неторопливо. крупные хлопья заманчиво искрились и переливались на солнце. так и хотелось, не медля ни минуты, вскочить с места и выбежать на улицу, поближе к этому чуду. к сожалению, это было невозможно. поэтому я поступил иначе: открыл окно и протянул ладонь навстречу снегу. первые снежинки доверчиво опускались на мою руку и тут же превращались в сверкающие капельки воды. атмосферу радости и ожидания какого-то праздника создавали и восторженные крики детворы из дома по соседству. я видел, как они плясали на свежевыпавшем снегу, не пряча своего бурного ликования. я был не одинок в своем любовании чудесной зимней картиной. вместе со мной радовались и другие люди: забавный старичок на , женщина, живущая в доме, который находится чуть дальше по нашей улице. а вот из подъезда выскочила маленькая собачка. увидела снег и замерла в растерянности, не понимая, что ей делать дальше. ее коротенькие лапки полностью погрузились в снежное одеяло. мужчина в телефонной будке тоже на минутку отвлекся от своего разговора и любуется великолепной картиной. мое сердце переполнено восторгом, ощущением новизны и свежести и предчувствием небывалых зимних чудес!
adel25159
06.10.2020
Надре́зать-безударная гласная а в приставке над.,прут - можно написать не прут а , пруд , от бо́ли безударная гласная и в оканчании,страна́ - безударная гласная а в корне слова, гриб - можно написать грип , поду́мать -безударная гласная о в приставке и безударная гласная а в суффиксе ,румяное -ударение на я , безударная гласная у в корне слова и без ударное оканчание ое , яблоко -ударение падает на я, безударные гласные о , о .,подкупить ударение падает на и , безударная гласная в приставке под и безударная гласная и в суффиксе., пишет -ударение падает на и , безударная гласная е в оканчании ет
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Грамматический рассказ на тему : "в чём отличие многозначных слов от слов омонимов? "