без зубов лесть, а с костьми съест - северная пословица, кажется много говорить — голова заболит - южная пословицадля южного наречия характерно:
аканье — неразличение безударных /о/ и /а/ в первом предударном слоге.
яканье — произношение /а/ на месте гласных /э/, /о/ и /а/ в первом предударном слоге после мягких согласных
окончание глаголов 3 л. ед. числа -ть, отражающие -ть, вместо и -т: он несёть, она идёть.
для северного:
ёканье — произношение безударного гласного [о] после мягких согласных: возможность произношения [о] наряду с [е] в соответствии с /о/ после мягких согласных перед твёрдыми в первом предударном слоге (при отсутствии [о] в личных формах глаголов типа печь и нести). возможность произношения [о] в заударном положении перед твёрдыми согласными и в конечном открытом слоге — заударное ёканье. данная черта, нехарактерная для языка и наречия, встречается также в западных и восточных окающих говорах.
ассимиляция согласных: (бм)=(мм), (дн)=(нн).
наличие 4-х спряжений глагола (вместо двух в ) — за счёт выделения в самостоятельные спряжения глаголов типа «думать» и «расти»сохранением мягких «д» и «т» без свистящего призвука, и мягких «з» и «с» без шепелявого призвука
дееприч.оборот
1. они были смущены таким приемом отца и стояли (как? ) неподвижно, потупив глаза в землю.
2. бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела ( сидя на лавке.
3.все сели ( не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.
4.они приходили сюда ( как будто бы возвращаясь в свой собственный дом, из которого только за час пред тем вышли.
причастн.оборот
1.бульба повел сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы (какие? )в червонных монистах, прибиравшие комнаты.
2.бедная старушка ( привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке.
3.месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор ( наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол ( окружавший двор.
4. все сели, не выключая даже и хлопцев ( стоявших почтительно у дверей.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1.подберите продолжение к началу каждой пословицы. запишите их, разделив на две группы. 1, говорение, слушание. 2.письмо, чтение. 1.слово не воробей, а.не вырубишь топором. 2.что написано пером, б. напишешь- не сотрешь. 3.скажешь, не воротишь, в. хорошо и слушать. 4.речь красна г.пущенная стрела. 5.сказанное слово- д.вылетит- не поймаешь 6.хорошую речь е. слушанием 2.подберите самостоятельно пословицы о речи. опредилите , о каких видах речевой деятельности в них говорится.