1. определите лексическое значение слова в контексте.
2. если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём языка).
3. установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
4. если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
5. постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
6. подберите антонимическую пару к данному слову.
7. определите, является данное слово исконно или заимствовано из другого языка.
8. установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
9. определите, является ли слово устаревшим.
10. укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов. завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. (к. симонов)
образец лексического разбора слова.1. операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен.,
2. слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.
3. значение прямое.
4. синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.
5. слово заимствовано из латинского языка.
6. слово профессиональной лексики (военная терминология).
7. слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь языка.
вот совсем недавно, в ту среду, стал я на год старше. понятное дело, что устроил праздник. весело было! а какие подарки мне подарили! особенно мне понравился подарок папы - ножик. ах, какой замечательный ножик! лезвие острое, блестящее, рукоятка красивыми узорами расписана. чудо, а не ножик!
на следующий день я принёс ножик в школу. как загорелись глаза у мальчишек! все стали просить: "витенька, миленький, обменяй мне его! " а я знай себе посмеиваюсь. не хочу менять.
прошёл четверг, наступила пятница. все уже забыли про ножик, все ужеь смотрели на петю - он держал в руках снегиря. у птицы была ранена лапка. петька нашёл её на школьном дворе, привязал к лапке ниточку и играет. то отпустит снегиря, то опять притянет к себе. я увидел это и говорю:
-петька, дай мне снегиря.
-нет, витька, снегирь мой. я его за так никому не .
-а давай обменяемся! я тебе ножик, а ты мне дай птицу.
петька согласился. ещё постояли немного, поглядели на снегиря, да и разошлись. а я снял нитку с лапки птицы, влез на подоконник, открыл форточку и выпустил снегиря. лети!
вот они как сложились, эти обстоятельства. был у меня ножик, а теперь нету. но я не жалею.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Можете ли вы продолжить перечень фразеологизмов со словом глаза? да нет не писать