1. в первую группу выпишите слова со звонким непарным согласным звуком на конце, во вторую группу выпишите слова с глухим непарным согласным звуком на конце.
волк, герой, дуб, боец, успех, , капитан, врач, гроздь, лагерь, король.
(по 0,5 за каждый правильный ответ)
2. запишите пятую, двенадцатую, тридцать третью буквы алфавита.
(2 )
3. какое из слов является однокоренным слову ржавчина?
а) зараза; б) зардеться; в) заржать; г) оранжевый; д) ржаной.
объясните свой выбор.
(2 )
4. допишите фразеологизмы (устойчивые словосочетания).
соловья баснями……
после драки………
охота пуще………
семь пятниц на………
назвался груздем………
не плюй в колодец…………
один с сошкой…………
(по 0,5 за каждый правильный ответ)
5. какие из 5 предложенных существительных можно употребить вместо многоточия в словосочетании «черный …»:
кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто?
(по 0,5 за каждый правильный ответ)
6. обозначьте морфемный состав выделенных слов, найдите среди них однокоренные. объясните, на чем основывается языковая игра в этом тексте.
понимаете, , водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он под-водником или про-водником, или, скажем, может писать в книжке в-водную главу; или быть за-водилой, или вод-ителем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяиназа-вода, – словом, какая-нибудь вода тут должна быть (к. чапек «сказка про водяных» в пер. б. заходера).
(по 0,5 за каждый правильный ответ)
7. определите, имеют ли отличия выделенные слова.
- скорей, сестра, на рыб взгляни,
попались на крючок они!
в ведерко руку окуни -
не бойся, это окуни!
2
8. подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении.
и царица хохотать,
и плечами пожимать,
и подмигивать глазами,
и прищёлкивать перстами,
и вертеться подбочась,
гордо в зеркальце глядясь.
а.пушкин
(по 0,5 за каждый правильный ответ)
9. к данным пословицам подберите аналогичные пословицы. в чем сходство пословиц разных народов? различия? чем, на ваш взгляд, объясняются различия?
сын леопарда тоже леопард (пословица народов африки).
молчание – цветы (японская пословица).
веер обмахивается рукой (китайская пословица).
это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица).
(по 1 за каждый правильный ответ)
10. определите тему текста. напишите сочинение-миниатюру на ту же тему.
осень. обсыпается весь наш бедный сад,
листья пожелтелые по ветру летят;
лишь вдали красуются, там на дне долин,
кисти ярко-красные вянущих рябин…
а.к.толстой
(10 )
ответы
5 класс.
1. герой, капитан, лагерь, король,
боец, успех, , врач.
2. за каждую правильную букву – 1
3. зардеться. этот глагол означает покраснеть, в нём выделяется корень рд-, причём, чередование д/ж встречается в языке часто (судить – сужу). в слове ржавчина корень рж-. таким образом,ржавчина и зардеться связаны между собой и по смыслу и по форме (2 )
4. соловья баснями не кормят.
после драки кулаками не машут.
охота пуще неволи.
семь пятниц на неделе.
назвался груздем полезай в кузов.
не плюй в колодец пригодится воды напиться.
один с сошкой, семеро с ложкой.
за каждый верный ответ .
5. при определении рода несклоняемых существительных их отнесение к одушевленным или неодушевленным большая часть неодушевленных относится к среднему роду (кашне, пальто), исключением является слово кофе (м.р.) (); одушевленные, как правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе, какаду) следовательно, со словом черный можно употребить слова – кофе, шимпанзе, какаду.
6. однокоренные: 1. водяной, воды, подводником.
2. проводником, вводную, заводилой, водителем.
3. завода, руководителя.
игра основывается на омонимии корней.
за каждое правильно разобранное слово 0,5 -1 , по 0,5 за каждую правильно подобранную группу.
7. слова окуни и окуни – омоформы.
окунуть – «погрузить в жидкость», глагол, в тексте - совершенного вида, настоящего времени, 2 лица, ед.числа, 0 – приставка, ку – корень, н – суффикс, и - окончание; окунь – «рыба с красноватыми нижними плавниками», существительное, в тексте - множественного числа, именит. падежа, окун – корень, и - окончание.
8. подлежащее – царица, сказуемые – хохотать, плечами пожимать, подмигивать, прищёлкивать, вертеться.
9. яблоко от яблони недалеко падает.
молчание – золото.
сапожник без сапог.
когда рак на горе свистнет / после дождичка в четверг
10.определение темы – 2 ;
соответствие созданного текста теме – 4 ;
композиционная стройность – 2 ;
выразительность языка – 2 .
итого 10
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Запишите данные существительные в форме дательного и предложного падежа. анатолий, толя; любовь, люба, любовь.