ответ:О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.
– Куда идешь?
– А так иду, куда ноги идут добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.
(Гоголь)
Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.
Условные обозначения:
Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи
А:
– Р.
А:
– Р!
А:
– Р?
Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».
2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
– Р, – а.
– Р! – а.
– Р? – а.
– Вам нужно мертвых душ? – с Собакевич без малейшего удивления… (Гоголь)
«Вам нужно мертвых душ?» – с Собакевич без малейшего удивления…
3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора
– Р, – а, – р.
– Р, – а. – Р.
– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)
«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».
4. Слова автора разрываются репликой
А:
– Р, – а. А:
– Р! – а. А:
– Р? – а.
Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.
Главные слова: хвост, ядром, волосы, частичек.
Объяснение:
При определении главного слова ты должен/должна задать во Хвост (какой?) длинный, ядром (чего?) кометы; волосы (какие?) длинные и др. Представим предложение:
Эта девушка имела поразительно длинные волосы, сплетённые в косу.
Девушка имела (что?) волосы. Волосы (какие?) длинные. В данном случае мы видим, что волосы являются главным словом, а длинные - зависимым. Из первого словосочетания мы уже понимаем, что девушка имела волосы, а длинные является определением этих волос для точного представления картины.
Перефразируем:
Девушка имела (какие?) длинные. Без точного знания предложения человек не поймёт, о чём идёт речь. Длинные ноги? Длинные платья в своём гардеробе? Длинные (затяжные) проблемы на работе. Но при слове волосы мы сразу понимаем, что хотел сказать автор.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как сделать звуко-буквеный разбор слово рыбка