учитель: сегодня, , у нас будет не совсем обычный урок языка. мы будем учиться описывать внешность человека по личным наблюдениям. записываем в тетрадь тему урока (тема на доске).
2. знакомство с темойвопрос: какие слова в названии темы главные? (описание внешности – личные наблюдения.)
вопрос: как вы понимаете “личные наблюдения”? (это то, что я видел сам.)
вопрос: а что значит описать внешность человека? (это описать (рассказать) про: далее запись в тетрадь.)
лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для описания внешней портретной характеристики; глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутреннейхарактеристикиподвожу учащихся к этим .
вопрос: как вы думаете, что ещё обязательно необходимо отразить в описании внешности человека? (надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием.)
вопрос: описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? (конечно). а характер? (в какой-то степени да).
вопрос: чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям.)
вы, наверное, знаете, что описание внешности может быть:
деловое (…при розыске пропавшего, т.к. надо указать особые например: потерялся мальчик 4-х лет…зовут…одет…на правой щеке ближе к шее – родимое ; научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определённой расы); художественное (описание героя).3. подведие небольшого итогаучитель: мы узнали, что значит описать внешность человека (это…), каким человеком надо быть (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям). надо обязательно суметь передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в этот момент.
и вы приступаете к описанию внешности. давайте запишем несколько пожеланий, которые вам правильно это сделать.
(учитель записывает заранее на закрытой части доски или делает памятку-распечатку для каждого. учащиеся записывают в тетрадь.)
определи свой замысел. зачем ты описываешь именно этого человека?
почувствуй индивидуальность неповторимость, что понять его характер, настроение, внутреннее “я”.
продумайте последовательность изложения.
не заменяйте описание повествованием (т.е. вместо описания друга, вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились).
использовать можно “портретную лексику”.
давайте вместе сделаем примерные записи (в сильном классе можно предложить выполнить эту работу по группам с последующей проверкой и дополнением).
запись в тетрадь.
глаза – серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, , недоверчивые, коварные…нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздёрнутый, широкий, узкий.волосы – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…походка – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная.взгляд – растерянный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…4. закрепление материала(на парте у каждого карточки.)
карточка 1. портрет подруги
ей четырнадцать лет. черты лица мелкие. лицо круглое. лоб небольшой, открытый. волосы русые, заплетённые в косу с голубым бантом. глаза синие и живые. ресницы маленькие и белые. нос небольшой с горбинкой. рот маленький. губы красные.вопрос: как вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? показал ли он в описании индивидуальность этого человека? да ещё подруги!
(нет! потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. а индивидуальное, существенное не выделено. получился набор фраз! )
давайте попробуем справить. я думаю, у нас получится.
давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? определи замысел! (девочка приятная, открытая, доброжелательная….)
простым карандашом делаем вставки. читаем целиком исправленный текст. теперь появилась индивидуальность.
наверное, каждый из нас в детстве читал произведения писателей-фантастов. нельзя отрицать, что это интересный и, как говорит р.брэдбери, «важный жанр». и американский писатель-фантаст заставляет нас задуматься ещё и о том, какова же роль научной фантастики в научно-техническом прогрессе.
писатель раскрывает проблему роли научной фантастики в научно-техническом прогрессе. он размышляет о том, что « научной фантастики — это идей, которые изменяли мир, но которые сначала были осмеяны и отвергнуты». р.брэдбери даже попытался составить список этих проблем.
автор подводит нас к мысли о том, что «все достижения науки и техники… задолго до этого родились в голове писателя-фантаста». по его мнению, «все наиболее важные проблемы нашего времени — это проблемы научной фантастики». и свою позицию брэдбери аргументировано доказывает нам.
мне близка точка зрения писателя, высказанная в данном тексте. я прочитала много книг фантастического жанра и смогла убедиться в правоте авторских рассуждений. ведь практически в каждой из книг мы смогли убедиться в том, что многие фантазии писателей реализованы.
подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на мой читательский опыт. в 19 веке ж.верн написал свой роман «двадцать тысяч лье под водой», в котором его герой капитан немо бороздит океаны на свой подводной лодке «наутилус». ведь фантазия писателя спустя годы будет реализована.
в романе «туманность андромеды» писатель и.а.ефремов изложил идею применения наблюдательной станции-робота для исследования других планет. разве сейчас мы не отправляем на поверхность луны, марса, венера автоматические станции?
обобщая сказанное, можно сделать вывод: брэдбери сумел своим текстом не только пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики, но и заставил серьезно относиться к прогнозам и фантазиям писателей.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Распространите данные предложения. кораблик плывет. воробей чирикает. маша вернулась