переходный глагол-глагол,который употребляетсядля выражения действия одного участника ситуации направленного и оказывающего влияние на др. участника.
пример: человек строит дом и человек строит.переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? /что? , писать статью, вязать свитер, петь песню. вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога: 1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял — не понял ; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени; 2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть), принести дрова — принести дров. при определении переходности или непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объект действия. сравни: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: всю ночь (в.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (а. фет). глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от .
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Зонт( ) гуляет под дождём. я гуляю под зонтом ) зонт( ) раскрыл я над собой. мокнет-он, а я - сухой. в 1-м, 2-м, 3-м предложениях подчеркни основу. рядом в скобках с каждой формой укажи падеж. выпиши разные формы одного глагола.