На известнейшей картине николая рериха написаны корабли, идущие вдоль берега финского залива (хотя в названии полотна положение не отражено, да и по очертаниям берегов мало что можно уверенно идентифицировать — но художник сам об этом сообщил).по виду — шлемы и щиты, плащи, паруса любимого красного цвета — ан это варяжские гости-то! заморские гости, н.к. рерих написана картина в самом начале 20 века — а вдохновился художник впечатлениями от путешествия, совершенного в самом конце века 19-го. здесь нет еще томительной чистоты ярчайших тонов поздней живописи рериха. но и классическим подходом к жанру и пейзажу не веет. огромные цветовые пятна — и это на метрового размера холсте. квадратный метр чистого воздуха и красок, находящих отклик, думается, в душе скандинава-варяга, и в славянской душе — тоже. воздушная перспектива смещает оттенок зеленых холмов к изумрудному. что в таком случае остается сделать с цветом моря? серого, цинкового моря? он бы еще ртутное белое написал таким. море стало голубым — в сине-зеленый. тот любопытный цвет, который в противопоставлении к едва теплому красному дает гармонию. почему говорят, что это синяя река? нет-нет. море. но помыслы гостей уже не о бурной пучине — взоры их к берегу обращены. попробуйте понять настроение путешественников. я думаю — этонастороженность. интерес к новым краям и новым людям? возможно, но это никак не исследовательский интерес. пассионарность вела их. спокойный пейзаж и бурный угадываемый впереди дискурс — вот что наполняет картину содержанием, смыслом, подтекстом…