ответ:
прежде всего внимательно прочитать (выслушать) : какое изложение требуется написать. возможно, это будет подробное изложение. тогда необходимо пересказать содержание как можно ближе к исходному тексту. в таком случае не требуется проводить какую-то дополнительную работу с содержанием – только понять главную мысль, логику ее изложения автором и постараться все это письменно передать.
если задано написать сжатое изложение, тогда особенно необходимо вникнуть в смысл текста, выделить ключевые, самые важные для его понимания слова, опустить все, без чего можно обойтись, не исказив основную мысль содержания.
при выборочном же изложении нужно быть внимательным, суметь выделить в тексте темы и пересказать не все содержание прочитанного отрывка, а только о каком-то заданном явлении, персонаже, предмете.
при первом чтении текста, предназначенного для последующего изложения, необходимо настроиться на восприятие содержания, понимание основной мысли автора, какие имеются смысловые части. самое важное уяснить – а зачем автор это написал? что он хотел сказать? во время первого прочтения текста обычно не рекомендуют что-либо писать, а вот после – записать основные, ключевые для раскрытия основной мысли слова и словосочетания, причем оставлять между ними большое пустое пространство, чтобы потом можно было вписать еще. сразу определить стиль (художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный). частой ошибкой является именно изменение стиля при написании изложения.
также первоочередной является и установление типа речи: описание, повествование, рассуждение. при описании нужно определить предмет и какие его признаки выбраны автором как характерные. если повествование, то как начинаются события, каковы кульминация (самое напряженное сюжетное действие) и развязка. при рассуждении необходимо четко выявить тезис, доказательства и вывод.
после первого прослушивания можно набросать и план текста. чем подробнее ребенок составит его, тем легче будет восстановить исходное содержание. план служит как бы путеводной нитью при дальнейшей работе над изложением: перед ребенком выстроится логическая схема письменной работы.
во время второго чтения нужно более четко определить границы микротем текста, которые и будут абзацами. в оставленные пустоты вписать недостающие слова.
после завершения повторного чтения ребенок пишет черновой вариант заданного изложения (подробное, сжатое или выборочное).
при этом нужно помнить, что он пишет изложение, то есть излагает чужую точку зрения, и свои коррективы, умозаключения, представления, изменения в текст вносить не надо.
обязательно необходимо сверить логику получившегося изложения с авторской, набросанной на листке при прослушивании в виде рабочего плана. проверяется еще раз тип и стиль речи: нет ли расхождений с авторским?
в конце работы ребенок проверяет орфографическую и пунктуационную правильность. если есть сомнения, то слово заменяется синонимом, а предложение другим, более прозрачным для постановки знаков препинания. однако не стоит, дабы избежать пунктуационной ошибки, все предложения делать простыми. чем старше ученик, тем более красочной, сложной должна быть его речь.
сидит у реки ( род.п.)
варит на плите( пр.п)
дал ученику(дат.п)
налетают на рябину( вин.п.)
ставлю к доске( дат.п.)
| смотрит из окна( род.п)
говорит с сыном ( тв.п.)
к научной работе( дат.п.)
на правую руку( вин.п.)
для народного танца( род.п.)
с попутной песней( тв.п.)
на зелёной поляне( пр.п.)
без полной луны( род.п.)
в пасмурном небе( пр.п.)
свежий ветер ( им.п.)
без храброго воина( род.п.)
для народного танца( род.п)
по золотому песку( дат.п.)
с кислым лимоном( тв.п.)
приближался праздник( им.п.; грамматическая основа )
наградить медалью( тв.п.)
за работу(вин.п.)
сохранил в памяти( пр.п.)
подготовился к ответу( дат.п.)
объяснил ( вин.п.)
подарок для подруги( род.п.)
спрыгнул с крыши( род.п.)
взялся за работу( вин.п.)
выпал из гнезда( род.п.)
выступать на сцене( пр.п.)
на опушке леса( род.п.)
mчаться по проспекту( дат.п.)
дарить людям ( дат.п.)
купаться в фонтане ( пр.п.)
полз по одежде ( дат.п.)
срубили берёзу( вин.п.)
выпил чаю( вин.п.)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Допишите предложения. 1)имена существительные обозначают-? 2)существительные отвечают на вопросы-?