мне тоже приходилось наблюдать за выводком лисят, и я не мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая звуков. в течении многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула. дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, что бы ни случилось. зато в этой полной тишине лисы хорошо понимают друг - друга. в продолжении всего дня лисята резвятся на солнцепёке выслеживают воображаемую мышь затевают драку или гоняються друг за другом. мать лежит невдалеке и как-будто не обращает внимания на
сегодня во всем мире празднуют день языка. он отмечается в день рождения александра сергеевича пушкина, великого писателя и поэта, основоположника современного языка. учрежден праздник был совсем недавно - в 2010 году в оон, а через год - и в самой россии. сегодня портал tatcenter.ru вспоминает, как менялся "великий и могучий" за последние сто лет и каким был язык нашего недавнего прошлого – xx столетия.
1918 год – прощай, ять!наш современный алфавит, тот самый, который учили еще в детском саду, - это совсем не то, что когда-то изобрели кирилл и мефодий. в первоначальной старославянской кириллице было 43 буквы, тогда как в нашей азбуке их всего 33.
современный алфавит появился только 98 лет назад, когда новоиспеченная советская власть издала декрет "о введении новой орфографии" - это стало третьей крупной реформой языка за всю его . по этому декрету из алфавита навсегда исключили буквы "ять", "фита", "и десятеричное", как-то сама-собой постепенно исчезла "ижица". а вот "ё" только-только появилась там "официально", хотя еще в 1797 неофициально ее признал николай карамзин.
врубка: бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ /убѣжалъ голодный въ лѣсъ./ лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,/рѣдькой съ хрѣномъ пообѣ". стихотворение, которое учили школьники, чтобы запомнить правописание слов с «ять»
кроме того, в связи с реформой, исчез твердый знак на конце слов (и частей сложных слов) – это серьезно сократило расходы на печать. а еще поменялись окончания в некоторых падежах существительных, что приблизило звучание речи того времени к нашей – современной. вот, например, несколько пар "до и после":
новаго – новоголачшаго – лучшегоновыя – новаяреформе 1918 изучать язык стало проще. а в условиях того времени это было самой актуальной . по переписи 1919 года лишь 41,7% населения страны от 8 лет и старше умели читать, писать – и того меньше. то есть больше половины жителей страны были тотально неграмотными, не могли писать ни писем, ни заявлений, не могли прочесть название родного города или даже своей фамилии. буква ё – с продолжением
в 1942 употребление буквы ё стало обязательным, но уже в 1956 ее стали использовать для уточнения произношения, что и делается по сей день. в том же 1956 году "двойные" прилагательные стали писать через дефис, а до этого все было слитно, только посмотрите: темнокрасный, синезеленый – именно так до этого времени было грамматически правильно. изменилось написание и некоторых других слов – адэкватный/адекватный, диэта/диета, цынга/цинга, жолудь/желудь, итти
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Укажите какой частью речи является слово устремлен