термин «карьера» обладает огромной популярностью как среди исследователей различных направлений, социологии, философии, менеджмента психологии, а так же, среди тех, для кого карьера является результатом их профессиональной деятельности.
термин «карьера» сравнительно недавно в россии можно было найти лишь в различных словарях и справочных пособиях [13; 12; 5]. «карьера» происходит от латинского слова karrus – повозка, телега и итальянского слова carriera – бег, «жизненный путь». в языке это слово связывалось, во-первых, со сферой занятий, профессий и продвижением в этой сфере (продвижение вперед, успех по службе в общественной, научной, производственной и пр. деятельности); во-вторых, с достижением определенного положения на этом поприще в виде известности, славы, выгоды (жизненное поприще). понятие служебной карьеры существует в широком и узком смысле [17]. в широком понимании карьера профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения специалиста к профессионализму. результатом карьеры является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса, в узком понимании карьера – сознательно выбранный и реализуемый человеком путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение работника.
многогранность и сложность явления карьеры отражается в разнообразии подходов к ее типологизации. для классификации видов карьеры можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев.
по признаку индивидуальной профессионализации можно выделить: – профессиональную – должностную (внутриорганизационную) карьеру. для профессиональной карьеры характерно преобладание в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа в одной предметной области, достижение им и признание профессиональным со- обществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.
по направлениям движения работника в структуре организации существуют следующие типы карьеры:
– вертикальная карьера предполагает подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
– горизонтальная карьера – перемещение работника в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (выполнение роли руководителя временной целевой группы и горизонтальная карьера – это карьера специалиста. совокупность должностей, соответствующих данному типу карьеры, называют параллельной карьерной лестницей и подчеркивают ее альтернативность служебной лестнице. служащий приобретает статус высококлассного специалиста, выполняет все более ответственные поручения, пользуется доверием и уважением коллег и начальства, имеет более высокий уровень заработной платы;
– под центростремительной карьерой понимают движение к руководству организации. например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера; получение доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, важные отдельные поручения руководства.
по содержанию происходящих в процессе карьерного движения изменений можно дать следующую классификацию:
– властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии , либо с ростом неформального авторитета работника в организации;
– квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по тарифной сетке той или иной профессии;
– статусная карьера – это увеличение статуса работника в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного звания за вклад в развитие фирмы;
– монетарная карьера - это повышение уровня вознаграждения работника, а именно уровня оплаты труда, объема и качества предоставляемых социальных льгот.
по характеристикам протекания процесса карьерного развития выделяют такие типы процессов:
– линейный тип (развитие происходит равномерно и непрерывно);
– нелинейный тип (движение осуществляется скачками или прорывами);
– спиральный тип;
– застой (стагнация) – отсутствие существенных изменений в карьере.
по степени устойчивости, непрерывности оправдано деление карьеры на устойчивую и неустойчивую, прерывистую и непрерывную.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. укажите примеры, в которых нарушены нормы лексической сочетаемости. а) вызвать интерес б) поднять тост в) нести ответственность за поступки г) сытный завтрак д) меньшая половина пути 2. укажите синоним к фразеологизму иудин поцелуй а) улыбка авгуров б) драконовские законы в) каинова печать г) двуликий янус д) лавры герострата 3. установите соответствие между предложениями и их характеристикой с точки зрения соблюдения синтаксических норм. 1. наташа и валя, закрыв глаза и откинувшись на спинку дивана, слушала музыку. 2. прячась за тучами, солнце поднималось из-за леса. 3. выходя на , бельё закрывало вид на улицу 4. выдан документ, о том, что гражданин действительно нуждается в улучшении жилищных условий. а) синтаксические нормы не нарушены б) нарушены нормы в) нарушены нормы построения предложений с однородными членами г) нарушены нормы согласования сказуемого с подлежащим д) нарушены нормы построения предложений с деепричастным оборотом.