Перед нами картина В.М.Васнецова «Баян». Эта картина очень близка к эпизодам древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Оно глубокими корнями связано с народной культурой, с народными языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям, оно создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг наибольшей силы. Множество мелких феодальных княжеств - «полугосударств» враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов.
На картине Баян, князь Игорь со своею свитою. Все слушают Баяна, который дает напутствие, поднимает ратный дух.
Баян одет в тунику, обут в лапти. Его правая рука поднята вверх, а левая рука покоится на гуслях. Сидя с краю, он что-то говорит, а остальные его внимательно слушают.
Баян – «вещий», он потомок языческого бога Велеса. Это «соловей старого времени». Баян сам слагал свои песни, и сам их пел, сопровождая их игрой на каком-то струнном инструменте. Он был любимцем князя Олега – родоначальника князей Олеговичей. Его песни – «славы» князьям. Баян пел песнь Ярославу Мудрому, храброму Мстиславу Тмутороканскому, Роману Святославичу. Его струны сами рокотали славу князьям. В своей высокопарной манере Баян как бы летал умом над облаками, «скакал соловьем» по воображаемому дереву, рыскал по тропе Трояна через поля на горы.
Воины и князь сидят полукругом рядом с Баяном. Кто-то из воинов, слушая Баяна, смотрит вдаль, кто-то – на самого рассказчика. Одеты витязи в доспехи того времени и вооружены. Князь Игорь одет в зеленую тунику и бардовый плащ и, сидя между дружинников, смотрит на горизонт.
На примере похода Игоря в «Слово…» нам рассказывают, к чему может привести отсутствие единения. Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Сам по себе, Игорь скорее даже хорош, чем плох, но деяния его плохи, потому что над ним господствуют предрассудки феодального общества, идеология господствующего класса. Поэтому в образе Игоря на первый план выступает общее, а не индивидуальное.
В картине автор использует темные тона, чтобы передать момент затмения солнца, не сулившее ничего хорошего для дружины. Чтобы показать этот момент, художник делает темными не только небо, но и затемняет землю и одежду героев картины.
Картина передает дух Древней Руси, жизнь Древней Руси и состояние героев и людей того времени, изображает русскою природу и бескрайние просторы Родины.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Напишите изложение, сравнивая одновременно лёлю и наташу. лёля любила подвижные игры, занимались многими спорта. наташа любила читать. это было самой большой её страстью. лёля училась легко, часто по дороге домой решала , а дома их быстренько записывала. и всё: работа выполнена. мама не верила в такие дочери, часто корила за то, что она быстро делает уроки, однако плохих отметок не было никогда. не верила ещё и потому, что рядом был совсем другой пример, который она всегда лёльке приводила. ната училась старательно. за стеной порой слышалось: « у лукоморья дуб зелёный» - раза три – четыре и столько же: « златая цепь на дубе том…» девочка учила стихи. все слышали, и это вызывало уважение. так же вслух она учила , и другие предметы. но самой большой страстью наты было чтение. когда ната куда-то шла, можно было не спрашивать. она шла в библиотеку.
Эти две девочки совершенно разные. Лёля занимается спортом и играет в разные игры, а Наташа любит читать книги. Учёба даётся Лёле легко, а Наташа прикладывает много старания. Лёля решает задачи по дороге домой, а дома только их записывает. Её маме кажется, что девочка не может так быстро делать уроки, но та хорошо учится. Лёле приводят в пример Наташу, которая всегда очень старается. Наташу уважали за то, что она учила стихи и говорила их вслух не один раз, а также вслух учила и другие предметы. Самая большая страсть этой девочки – чтение, и она всегда ходит в библиотеку, чтобы найти новые книги, если она куда-то идёт, то, значит, идёт в библиотеку.