В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:
Однородное подчинение.Неоднородное (параллельное) подчинение.Последовательное подчинение.Комбинированное подчинение.Однородное подчинениеПодчинение считается однородным, а придаточные - однородными при двух условиях:
Если придаточные относятся о всему главному предложению или к одному и тому же слову.Являются придаточными одного типа.Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно... (Ю. Герман).
[ – = ], (что – = ), (что = – )...
ПримечаниеПодчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.[ = ], (хотя – = ) и ((хотя) – = ).Неоднородное (параллельное) подчинениеЕсли из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.
Пример: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).
(Когда – = ), [то = ], (который – ).
Последовательное подчинениеПри последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье - ко второму (придаточное III степени) и т.д.
Пример: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).[ = – ], (которые = ), (когда – =).
При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.
Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).
[ = ], (что, (когда – = ), = )
Комбинированное подчинениеВ сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).
Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)[ – = ], (что = ), ( = ли – ) или ( = –).
(последовательное и однородное подчинение).
Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли, и куда вам нужно идти (Л. Андреев).
(Чтобы = ), [ = ], (иначе – =), (откуда – = ), и (куда = ).
(однородное, параллельное и последовательное подчинение).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Савторской позицией (1)был поздний вечер. (2) учитель егор алексеич свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку. (3)за жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всем видимостям провизор. (4)начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)он читал. (7)свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал: – (9)через час будет готово. – (10)нельзя ли поскорее? – спросил свойкин. – (11)мне решительно невозможно ждать. (12)провизор не ответил. (13)свойкин опустился на диван и принялся ждать. (14)свойкин был болен. (15)во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (16)разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором. – (17)должно быть, у меня горячка начинается. (18)ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (19)не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек! (20)провизор на обращение к нему свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал. (21)не получив ответа на свой вопрос, свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную провизора. (22)«странные люди, ей-богу! – подумал он. – (23)в здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых , а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры». – (24)получите! – вымолвил провизор наконец, не глядя на свойкина. – (25)внесите в кассу рубль шесть копеек! – (26)рубль шесть копеек? – забормотал свойкин, конфузясь. – (27)а у меня только всего один (28)как же быть-то? – (29)не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету. – (30)в таком случае вы (31)шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю. – (32)этого нельзя! (33)сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства полу́чите! (34)свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (35)пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (36)придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (37)какая-то сила потянула его голову к подушке. (38)он прилёг, как бы на минутку. (39)туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (40)долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (41)медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором. (по а.п. чехову*) * антон павлович чехов (1860–1904 гг.) – писатель, классик мировой .
Такова мысль ,к которой приводит нас автор и такова его позиция .
Проблема рассказа: чёрствость ,душевное равнодушие как одно из человеческих качеств ..Умение понять и или отнестись равнодушно ,по -казённому ,как положено по инструкции.
Эта история рассказана доктором и писателем А.П.Чеховым .Он - то никогда не относился к людям казённо ,формально .Он всегда приходил на нуждающимся .В его имение Мелихово с утра тянулись люди ,чтобы получить бесплатную медицинскую Писателя возмущало равнодушие и чванство ,Об одном из таких бездушных людей он написал рассказ "В аптеке".Вроде всё правильно : и подождать необходимо ,и платить надо столько ,сколько требуется ,и можно не поверить ,что человек принесёт деньги на другой день .По закону всё соблюдено .А по - человечески провизор допускает ужасную жестокость и бесчеловечность .Фактически тяжело больного человека оставляет без медицинской Людская чёрствость ? Она многолика и не всегда распознаваема. .