(1)Дом Пушкина и Михайловском хоть и музей, а живой, (2)Он наполнен теплом, приметлив и светел. (3)Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли. (4)Когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над домом. (5)А когда на куртинах* распускаются сирень, жасмин и шиповник, в доме становится особенно ароматно. (6)В каждом уголке его всегда живые цветы. (7)Они не только собраны в большие пышные букеты, как это делалось встарь, но и просто понемногу расставлены на своих, не сразу найденных местах.
(8)Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают липы, и в дуплах их живут дикие пчелы. (9)Тогда дом пропитывается запахами воска и меда. (10)Липы стоят рядом с домом. (11)Пчелиным медом любят лакомиться барсуки и еноты, которые забегают в усадьбу из лесу в сентябре, когда ночи становятся длинными и люди дольше спят.
(12)А в осенние дни в дом приносят яблоки, вызревшие в здешних садах. (13)Яблоки отборные, всех сортов и мастей – антоновка, титовка, бабушкино, ревельский ренет, белый налив... (14)Яблоневый дух перемешивается с запахами цветов и меда. (15)0т этого в комнатах становится еще теплее и уютнее. (16)В доме много хорошего псковского льняного белья – скатертей, полотенец, занавесей. (17)У льна свой аромат – прохладный, крепкий. (18)Когда льняные вещи дома стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими ткачихами на старинных станах.
(19)Вещи из льна обладают удивительным свойством – там, где они есть, всегда пахнет свежестью. (20)Ученые говорят, что лен сберегает здоровье человека. (21)Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, почти никогда не хворает простудой. (22)Редко болел и Пушкин. (23)У него кругом был лен.
(24)От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи человек. (С. Гейченко)
* Куртина – цветочная грядка, клумба (устар.).
Часть 1
А1. Определите тип и стиль речи данного текста.
1) повествование, публицистический
2) рассуждение, научный
3) описание, разговорный
4) повествование, художественный
А2. Какое из утверждений противоречит содержанию текста?
1) Пчелиным медом любят лакомиться барсуки и еноты.
2) В доме много хорошего псковского льняного белья.
3) Лен сберегает здоровье человека.
4) Пушкин нередко болел.
A3. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему дом Пушкина в Михайловском называют живым музеем?»
1) Потому что там до сих пор живут люди.
2) Потому что он наполнен теплом, уютом и светом.
3) Потому что там жил Пушкин.
4) Потому что там бывает множество посетителей.
А4. Каким словом можно заменить слово дух в выражении «яблоневый дух перемешивается с запахами цветов и меда» (предложение 14)?
1) цвет 2)запах 3) вкус 4) сок
А5. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «У льна аромат – прохладный, крепкий».
1) эпитет 2) метафора 3) гипербола 4) олицетворение
Часть 2
В1. Подберите и укажите антоним к слову живые в предложении 6.
В2. Из предложений 4-5 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
В3. Из предложений 12-13 выпишите слово с неизменяемой приставкой.
В4. Из предложений 17-18 выпишите причастие совершенного вида.
В5. Из предложения 15 выпишите все служебные части речи
В6. Замените словосочетание льняного белья в предложении 16, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Запишите его.
В7. Из предложения 12 выпишите грамматическую (-ие) основу (-ы).
В8. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
В9. Среди предложений 15-18 найдите и укажите простое предложение с однородными определениями
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1) укажите группу однокоренных слов.а)школа, класс, школьник. б)белить, белка, беличий. в) сон, сонный, спать. г) дождь, дождевик, дождевой. 2) укажите слово, которое может выступать в роли подлежащего. а) синица. б) осенью. в) выехал. г) в лесу.
Слово, которое может выступать в роли подлежащего: синица.