КНИГИ
Словари
Другой формат
Форум о русском языке
Видеословарь
Переменка
Главная
Поиск по сайту
Родителям
Советы
Аутотренинг
Учителям
Методичка
Планы уроков
Ученикам
Теория
Тесты и упражнения
ответы к тестам
Бесплатные видеоуроки
Поиск по сайту
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки
Сложноподчинённым называется предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.
Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением. Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.
Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на во членов предложения.
Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.
Например: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (М. Горький.) Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зелёным шумом. (Г. Скребницкий.) Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии. (С. Маршак.)
Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:
[=], (которые =).
[—= и, (когда ——), =].
(Если — =), [=]
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.
Например: 1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.) 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. (К. Паустовский.)
В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение — Живопись важна ещё и тем; первое придаточное — что художник часто замечает то — поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным — чего мы совсем не видим.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Спишите предложения, расставляя знаки препинания, дайте характеристику каждому предложению, составьте схему. 1. распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины. 2. целый день трудится жаворонок чтобы люди работали веселей. 3. выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи. 4. когда взошло солнце ожил каждый кустик 5. пел старый сверчок под полом ворошились мыши.
Характеристика: Повествовательное, не восклицательное, сложное, ССП
Схема: [= -], и [= -].
2.Целый день трудится жаворонок, чтобы люди работали веселей.
Характеристика: Повествовательное, не восклицательное, сложное, СПП
Схема: [= -],(чтобы - =).
3.Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.
Характеристика: Повествовательное, не восклицательное, сложное, распространенное, осложнено
Схема: [- = и = ].
4.Когда взошло солнце, ожил каждый кустик.
Характеристика: Повествовательное, не восклицательное, сложное, СПП
Схема: (Когда = -),[= -].
5. Пел старый сверчок, под полом ворошились мыши.
Характеристика: Повествовательное, не восклицательное, сложное, БСП
Схема: [= -],[= -].