Периодом называется гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а также исключительной полнотой и завершенностью содержания. Чаще всего период строится как сложноподчиненное предложение с однородными придаточными, которые стоят вначале. Например:
Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекой и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, все заиграло в радостном свете, - Пьер почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни
В периоде употребительны придаточные времени, условия, причины, образа действия, сравнительные и др. Приведем пример периода с уступительными придаточными:
Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, - заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им
Реже в композицию периода вовлекаются те или иные рас члены предложения, например деепричастные обороты, выполняющие функцию обстоятельств времени:
Явившись к полковому командиру; получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствован себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Надо 2 примера фразеологизма из текста и что они (1) не все то красиво, что броско и ярко. (2) слышал я одну поучительную . (3) в некие времена в деревушке, нахохлившейся над ручейком, жил паренек захарка. (4) неизвестно, откуда появилась у него страсть к живописию. (5) достал он красчонки в виде пуговиц, налепленных на картонку, и целыми днями пропадал в лесу да на речке. (6) были там у него заветные красивые места. (7) их захарка и пытался переносить на бумагу, и ему полюбилось это занятие. (8) в той же деревеньке доживал свой век старый учитель. (9) вот малюет однажды захарка свой ярко-малиновый закат и вдруг слышит над ухом: (10) — ну как, нравится? (11) обернулся. (12) стоит сзади учитель. (13) — нравится, — ответил захарка. (14) — как будто похоже. (15) — давай разберем, что у тебя похоже. (16) сучок, вон тот, какого цвета? (17) — зеленый, какому же ему быть, если он ольховый. (18) — нет, ты забудь, какой он на самом деле, а какой сейчас видится, скажи. (19) — черный, кажется, нерешительно ответил захарка, вглядываясь. (20) — правильно, черный, потому что свет на него сзади падает. — (21) ты же его зеленым изобразил. (22) значит, не похоже? (23) тропинка у тебя желтая. (24) думаешь, песок обязательно желтый бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. (25) глаз, что ли, у тебя нет? (26) заходи ко мне вечером, я тебе новые глаза вставлю. (27) с тех пор захарка повадился ходить к учителю. (28) что рассказывал мальцу старик — неизвестно. (29) только, правда, открылись у парня глаза. (30) научился он красоту видеть. (32) радостно стало захарке. (33) решил захарка посмотреть на свои драгоценные места новыми глазами. (34) выскочил он из калитки, да тут и замер. (35) осинка перед домом стояла, на которую он постоянно смотрел и не замечал. (36) небо было серое, как свинец, а осинка стоит и теплится на фоне свинца тихим, розовым теплом, потому что другой-то край неба, за захаркиной спиной, и в самом деле розовый был. (37) вот он и освещал осинку. (38) так никуда захарка в этот раз дальше осинки и не ушел. (39) стоит и любуется зачарованно. (40) и дух захватило от осинкиной красоты, от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не только красоты ее не видел, но и вообще осинки не замечал. (41) вот какую поучительную рассказал мне однажды добрый и умный друг.
2. открылись глаза ( 29 предложение) - перестал заблуждаться