ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? : Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые? И о чем звените вы в день веселый мая, средь некошеной травы головой качая?
Пришвин. ) Под признаком в грамматике принято понимать свойства (хрупкий) , принадлежность (вороний) , количества (пятилетний) и т. д характеризующие предметы. По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные (красный флаг) , относительные (гранитный монумент) и притяжательные (лисья нора) . Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т. е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся
(белый снег, новые проблемы, темными ночами) . Начальная форма имен прилагательных - именительный падеж в единственном числе мужского рода. Имена прилагательные бывают в полной: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. (С. Есенин. ) и в краткой форме: Облетевший тополь серебрист и светел. (.Есенин. ) (только качественные) . В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными
определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого, например: В морские глубины пробьется, взойдет на Эльбрус и Казбек. И всюду победы добьется советский простой человек. (В. Лебедев-Кумач) - определения морские, советский, простой выражены именами прилагательными в полной форме. Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые:
Его походка 6ыла небрежна и ленива. (М. Лермонтов. ) - именная часть составного сказуемого выражена краткой формой прилагательного: небрежна, ленива. Будучи сказуемым, прилагательное согласуется с подлежащим, выраженным существительным, в роде и числе: Люблю тот край, где зимы долги, но где весна так молода! (А. К. Толстой. ) Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень:
osandulyak
22.01.2020
САМООТВЕРЖЕННЫЙ ПОСТУПОК В деревне, в летний день, очень маленькая девочка, которую родители привезли из города, заглянула в колодец. Перегнувшись, маленькая девочка глядела вниз, точно завороженная. Она наклонялась все дальше и вдруг, потеряв равновесие, с коротким изумленным вскриком упала в широкий и глубокий колодец. Поблизости были только ребята немного постарше. Кинувшись к колодцу, они увидели, что девочка плавает на воде, словно кувшинка. Пока она летела по глубокому стволу вниз, широкое платьице надулось, точно парашют, и удержало ее на поверхности. Но в любой миг девочка могла пойти ко дну. Один из ребят — мальчик лет одиннадцати — решил спуститься в колодец. Он сел в ведро, и товарищи стали спускать его на веревке. Вдруг веревка оборвалась, и мальчик упал в колодец тоже. Он умел плавать и не растерялся. Вынырнув, мальчик оказался возле девочки: платье ее, постепенно отяжелев от воды, сворачивалось, как лепесток, и малышка погружалась все глубже. Подхватив ее, мальчик поплыл вдоль стен колодца. Вода была ледяной, и он плыл изо всех сил, стараясь разогреться, кружась вдоль скользких черных стен. Уцепившись за него, девочка молчала, ему казалось, он чувствует, как колотится ее сердце, словно зажатое в кулаке. Так, не сдаваясь, не слабея, не теряя мужества, маленький человек кружился в ледяном колодце, крепко держа ребенка, пока не подоспели на взрослые. Они спустили в колодец пожарную лестницу, и мальчуган, усадив девочку на плечи, вылез наверх.