При сытости помни голод, а при богатстве - убожество.
[убожество - бедность, нищета]
Тема: богатство - бедность.
Значение (о чём?): Человек должен ценить то, что имеет, и не забывать, что всегда найдутся люди, у которых ничего нет, даже "куска хлеба".
Правду погубишь и сам с нею пропадешь.
Тема: правда - ложь.
Значение (о чём?): Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Правда рано или поздно выяснится, а вот прежнего доверия и уважения уже не вернёшь.
На чужой стороне и весна не красна.
Тема: Родина - чужбина.
Значение (о чём?): Каждый человек любит свою Родину, место, где он вырос. И где бы человек не был, он всё равно будет скучать по родным краям.
Заработный ломоть лучше красного каравая.
Тема: своим трудом - дармовщина (то, что получено бесплатно или за чужой счет).
Значение (о чём?): человек больше ценит те вещи, которые приобрёл на свои заработанные деньги, чем то, что досталось за чужой счёт.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Подготовьте доклад о трудах м.ломоносова как лингвиста. какое значение для определения статуса языка имеет его лингвистическое наследие?
Учась в Германии ,Л .видел силу единого литературного нем .яз .Это он проецировал на русскую реальность .К середине 18 российская элита была двуязычна.Одновременно функционировали 2 языка,но в разных сферах жизни :церковнославянский и русский.Первый был престижен ,употреблялся в небытовых ,высоких сферах : в церкви ,в книгах ,в госдокументах ,в образовании и науке .А русский имел статус непрестижного и использовался в повседневной жизни ,в записках ,в договорах ,объявлениях и др .) Р .яз не имел официального статуса ,не преподавался в школах .Элита называла его мужицким ,грубым ,невыразительным Иностранцы ,посетившие империю ,говорили ,что там разговаривать надо по - русски ,писать - по - словенски .
Письменный яз той эпохи - это смесь церковнославянизмов ,простонародных слов ,диалектов,архаизмов ,вульгаризмов , заимствований Научных ,специальных терминов не было в языке .
Элита говорила на иностранных языках ( так как Пётр прорубил окно в Европу ).Одним словом язык не имел системы .логики ,стройности .
Великая миссия Л. в том ,что он создал работы по лингвистике ,которые определили законы и правила развития русского языка .
Какую же миссию выполнил М.В.Ломоносов в отношении русского языка и шире культуры? Об этом говорят названия его языковедческих работ:
Краткое руководство к риторике (1743);
Риторика (1748);
Российская грамматика (1755).
Эти работы объединены в один том ППС.
Главный труд Л. как лингвиста "Российская грамматика"Это первая полная ,нормативная грамматика р .яз ,заложившая основы современного р. яз .Л. в ней ясно определил нормы яз ,звуковой состав ,произношение ,правописание и грамматику ( учение о частях речи)За основу взял московское наречие.Л .говорил: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается».
Его труд был очень востребован .За 30 лет переиздавалась Грамматика 5 раз .
Л разработал стилистическую систему яз ,известную как теорию 3-х штилей : высокого ,среднего и низкого ,Л. определил сферу употребления каждого стиля.
Р.яз для Л. -объект реформации ,систематизации ,кодификации.Учёный и на практике дал образцы употребления языка : в научных трудах ,публичных лекциях ,трактатах ,стихотворениях .Именно после Л. появились первые общенациональные классики :Фонвизин ,Карамзин ,Державин ,И мировые :Пушкин ,Лермонтов ,Гоголь
Л.боролся за расширение применения р.яз .в сфере науки .В стенах Академии наук зазвучала русская речь :Л. выхлопотал разрешение читать лекции по физике и химии на русском яз,развивая терминологию .,научный стиль ,.
Русская грамматика"Л. послужила образцом для написания многих грамматик других народов.
"Таким образом, филологическая деятельность М.В.Ломоносова дала большой импульс не только изучению русского языка, но и многих других языков российской державы"