Правописание е (ё), о после шипящих под ударением.
Чтобы определить, какая гласная пишется после шипящих в корне, необходимо использовать принцип проверки с однокоренного слова. Если при изменении слова или при образовании производных слов ударение меняется, переходит на другой слог, или ударение не передвигается, но происходит чередование, то пишется буква е (ё) (например: щёлочь – щелочной, шёпот – шептать, зажёгший – зажечь, дешёвый – дешевле, расчёт - расчесть); если же ударение сохраняется на одном и том же слоге и о не чередуется с е , то пишется буква о (например: шорох, чопорный, шов). Следует отметить, что не только под ударением, но и в безударной позиции в словах заимствованных после шипящих пишется о, например: жонглер, ранчо, мажорный, жокей, боржоми.
Чтобы определить, о или ё пишется под ударением после шипящих в суффиксах разных частей речи, следует определить, от какой части речи образовано это слово. Если слово образовано от имени существительного, то в суффиксах после шипящих пишется о; если слово образовано от глагола, то – ё.
1. Честный мальчик.
2. Сколько ошибок было в одном предложении?
Боялся ли мальчик ответа папы?
Сложно ли было мальчику не подглядывать в рассказ?
3. Однажды я получил двойку.Двойки я получал и раньше.От папы давно нет писем.Я боялся :если папа спросит про мою учебу,что я ему отвечу?Ждать я больше не мог.Я решил объяснить все Пал Палычу.
Да.Семь ошибок в одном изложении.Но выход есть.Вот возьми этот рассказ.Ты должен прочесть его дома,разок или два.Но не больше.Ты закроешь книжку и будешь писать.Только,чур,не заглядывать .Понял?
-А как же я буду писать не заглядывая.-спросил я.
-Ты сможешь.Ты ведь взрослый парень.-сказал Пал Палыч.
Я прочил рассказ два раза.Больше я не открывал книжку,хотя мне и хотелось.Я писал с трудом.Но ,я все написал ,как запомнил.Пал Палыч прочел и сказал:
-Человек ты я вижу ,честный.Так и пиши отцу.
-А откуда вы знаете,честный я или нечестный?-спросил я.
По изложению видно,-сказал Пал Палыч.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие. 1 летели на юг бесконечными стаями. 2. с пятиминутным опозданием этот давно нами ожидаемый начался. 3. первой в комнату с дочкой. с бра¬том появились следом. противостоит прекрасному. 6. мне казалось, что по улице шло , а может быть, и больше. — значит познавать науки. в каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?
1. Птицы летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятиминутным опозданием этот давно нами ожидаемый праздник начался. 3. Первой в комнату вошла мама с дочкой. 4. Папа с братом появились следом. 5. Безобразное противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло человек пятьдесят, а может быть, и больше. 7. Учиться - значит познавать науки.
В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?
4. Папа [родственники] с братом появились следом.