Речевые (риторические, стилистические) фигуры - это любые языковые средства, придающие речи образность и выразительность. Фигуры речи подразделяют на семантические и синтаксические. Семантические фигуры речи образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста, имеющим особую смысловую значимость. К ним относятся: сравнение - стилистическая фигура, основанная на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления: Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А. С. Пушкин) ; Под ним струя светлей лазури (М. Ю. Лермонтов) ; восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещенных по возрастающей интенсивности значения: Я вас я вас очень я вас умоляю; нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект путем нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М. Твен) ; зевгма - фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шел дождь и три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий - в плохом настроении; каламбур - фигура, представляющая собой игру слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов для создания комического эффекта: В ее твореньях красок нет, а на лице их слишком много (П. А. Вяземский) ; антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Лексическая основа этой фигуры - антонимия, синтаксическая основа - параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит; оксюморон - фигура речи, состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно.
Синтаксические фигуры речи образуются путем особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. В синтаксических фигурах речи главную роль играет синтаксическая форма, хотя характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от смыслового наполнения. По количественному составу синтаксических конструкций различаются фигуры убавления и фигуры добавления. К фигурам убавления относятся: эллипсис - стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту больше выразительности, динамичности: Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки - прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский) ; апосиопеза - умышленно незавершенное высказывание: Вот он вернется и тогда… ; просиопеза - опущение начальной части высказывания, например употребление отчества вместо имени и отчества; апокойну - свойственное разговорной речи объединение двух предложений в одно высказывание, содержащее общий член: Там сидит человек тебя ждет. К фигурам добавления относятся: повтор - фигура, состоящая в повторении слова или предложения с целью подчеркивания, усиления мысли; анадиплозис (подхват) - фигура речи, построенная таким образом, что слово или группа слов повторяется в начале следующего сегмента: Придет оно, большое как глоток, - глоток воды во время зноя летнего (Рождественский) ; пролепса - одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения: Кофе-то, он горячий.
По расположению компонентов синтаксической конструкции выделяется такая фигура речи, как инверсия. Инверсия - это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок: Он червяков накопал, удочки притащил; Твоих оград узор чугунный (А. С. Пушкин) . Расширение функции синтаксической конструкции лежит в основе риторического вопроса. Риторический вопрос - предложение вопросительное по структуре, но повествовательное по цели высказывания.
Talikova164
01.08.2022
Пишу сразу с нужной пунктуацией и абзацами.
До звонка оставалось минуты четыре, как вдруг в нашем классе закричал кто-то: - Да чтоб тебя, опять проиграл! Да, снова проиграл и не побил рекорд Коли, который тот ещё поставил полгода назад. Дима - "крикун" нашего класса. Учитель уже не обращал на него внимания, а вот новенький даже подпрыгнул. Меня позабавила эта ситуация, НАстолько привычная в нашем классе. Даже хотел что-то сказать Диме, но прозвенел звонок на перемену. В мои планы входило познакомиться с новеньким, но видя как его облепили девочки, решил подождать. - Ой, а меня зовут Таня. - Ты такой милый! - Мы тебе покажем школу, ты же не против? Хи-хи. Мне стало его жалко, но я НИчего не мог поделать. Вот начался пятый урок - география. У нас её ведет наш классный руководитель - Мария Викторовна. Она сказала куда сесть нашему новенькому, Саше, как выяснилось его зовут. И к сожалению ,или к счастью его посадили со мной. Мария Викторовна начала что-то монотонно рассказывать о будущем мероприятии, а я решил не тянуть до перемены и познакомиться с рыжим Сашей. Протянув ему руку я сказал: - Август. Он непонятливо на меня посмотрел. - Август - это моё имя. Потом рыжий на меня виновато взглянул и всё же руку. - Александр, четырнадцать. Было странно, что он назвал свой возраст. - Мне тоже четырнадцать. В общем-то проговорили мы с ним пол урока, пока учительница не сделала замечание.
(КОНЕЦ несколько дней с тех пор , как Санька впервые пришёл в наш класс.Как ни странно,все сразу же его полюбили и вскоре начали считать своим.Саша был очень дружелюбным и весьма опрятным мальчиком , что понравилось нашим девчонкам,но Санёк был не из тех , кому льстило девчачье внимание.Он играл со всеми мальчиками нашего класса, и все они принимали его за своего , правда иногда бывало , что некоторые мальчики шутили над тем , что Санька был через чур уж миленьким.Но Александр не особо обращал на это внимание,он знал : они просто завидуют ему.А в остальном он был как все обычные мальчишки,и подраться любил,а случалось,что и девочек обзывал. В общем , прижился у нас этот рыжик.