Одной из основных характеристик человеческого мышления является биполярно^ гь. В культуре это выражается в существов нии символов, образов, понятий, которые образуют антагонистические пары: космос - хаос, свет - тьма, добро - зло. Еще одной универсальной бинарной парой является мужское - женское. Мужские образы доминируют в большинстве этнических культур и мифологических
I ! систем, но это не снимает глубину и значимость образов женских. Специфика женского начата заключается в большей зависимости от природы. Это обусловлено воспроизводящей функцией женщины. В большинстве культур новорожденный ребенок считается существом, вышедшим из нижнего мира. Соответственно, женщина рассматривается как ворота, открывающие путь будущему человеку из мира предков в мир людей. Природа же, в свою очередь, является противопоставлением культуре человека в целом. Следовательно, женские образы вбирают в себя как стихийность природы - в большей степени, так и упорядоченность культуры - в меньшей. Это проявляется и в женских образах восточных славян.
Религиозные верования восточных славян имеют глубокие исторические корни, восходящие к языческой эпохе. С принятием христианства образы природных божеств не канули в а сохранились в сказках, легендах, былинках, приметах и суевериях. Изменились только имена ряда персонажей, с которыми связываются те или иные поверья. В период христианизации славян происходила "не столько смена богов, сколько выдвижение рядом со старыми нового бога. и завоевание им первенствующего положения [Рыбаков, 1981, с. 371]. Этим можно объяснить присущую славянским мифологическим образам полифункциональность,.
Процесс трансформации мифологических образов, безусловно, не .был односторонним. На протяжений нескольких веков совершалось взаимное дополнение христианских и языческих традиций и персонажей. Введенное "сверху" православие долгое время являлось во многом официальной религи й, при этом новообращенные христиане продолжали поклоняться языческим богам, приносить им жертвы, устраивать игрища и празднества, посвященные природным духам и божествам; называть детей древними именами, нарекая их в то же время именем христианского покровителя. Параллельное существование двух религий (православия и язычества) с течением времени приводило к их слиянию, которое вылилось в своеобразную форму христианства - народное русское православие. Образы древних божеств после принятия христианства постепенно обретали актуальные для своего времени черты. Поэтому почитание ¡многих святых в народной среде принимало весьма специфические формы в культурных традициях русских, украинцев и белорусов. Нередко божество. наделенное явными языческими признаками, носило имя православного святого. Народные обряды, приметы, агиографические легенды о многих святых часто не имели ничего общего с каноническими образами этих персонажей. Известно немало случаев, когда к иконам приносили жертвы [Калинский, 1877,
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Виделить основу. отец собирался ловить рыбу. он замазывал дырки в лодке смолой. марина , и отец взял марину с собой в море. марина сидела на сетях и смотрела в воду. на подводной полянке лежали морские звёзды. в зелёной воде плавали медузы. кто 23 .
2) он замазывал
3)Марина и отец взял
4) Марина сидела и смотрела
5) лежало звезды
6) плавали медузы