1. В первую группу выпишите слова со звонким непарным согласным звуком на конце, во вторую группу выпишите слова с глухим непарным согласным звуком на конце.
Волк, герой, дуб, боец, успех капитан, врач, гроздь, лагерь, король.
(по 0, за каждый правильный ответ)
2. Запишите пятую, двенадцатую, тридцать третью буквы русского алфавита.
( )
3. Какое из слов исторически является однокоренным слову РЖАВЧИНА?
5. Какие из 5 предложенных существительных можно употребить вместо многоточия в словосочетании «черный …»:
кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто?
(по 0, за каждый правильный ответ)
6. Обозначьте морфемный состав выделенных слов, найдите среди них однокоренные. Объясните, на чем основывается языковая игра в этом тексте.
Понимаете, ребятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он под-водником или про-водником, или, скажем, может писать в книжке в-водную главу; или быть за-водилой, или вод-ителем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяиназа-вода, – словом, какая-нибудь вода тут должна быть (К. Чапек «Сказка про водяных» в пер. Б. Заходера).
(по 0, за каждый правильный ответ)
7. Определите, имеют ли отличия выделенные слова.
- Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они!
В ведерко руку окуни -
Не бойся, это окуни!
8. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
А.Пушкин
(по 0, за каждый правильный ответ)
9. К данным пословицам подберите аналогичные русские пословицы. В чем сходство пословиц разных народов? Различия? Чем, на ваш взгляд, объясняются различия?
Сын леопарда тоже леопард (пословица народов Африки).
Это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица).
(по за каждый правильный ответ)
10. Определите тему текста. Напишите сочинение-миниатюру на ту же тему.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
А.К.Толстой
( )
ответы
5 класс.
1. Герой, капитан, лагерь, король,
боец, успех врач.
2. За каждую правильную букву –
3. Зардеться. Этот глагол означает ПОКРАСНЕТЬ, в нём выделяется корень РД-, причём, чередование д/ж встречается в русском языке очень часто (судить – сужу). В слове РЖАВЧИНА корень РЖ-. Таким образом,ржавчина и зардеться связаны между собой и по смыслу и по форме ( )
4. Соловья баснями не кормят.
После драки кулаками не машут.
Охота пуще неволи.
Семь пятниц на неделе.
Назвался груздем полезай в кузов.
Не плюй в колодец пригодится воды напиться.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
За каждый верный ответ
5. При определении рода несклоняемых существительных их отнесение к одушевленным или неодушевленным ( ). Большая часть неодушевленных относится к среднему роду (кашне, пальто), исключением является слово кофе (м.р.) ( ); одушевленные, как правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе, какаду) ( ). Следовательно, со словом черный можно употребить слова – кофе, шимпанзе, какаду.
6. Однокоренные: 1. Водяной, воды, подводником.
2. Проводником, вводную, заводилой, водителем.
3. Завода, руководителя.
Игра основывается на омонимии корней.
За каждое правильно разобранное слово 0,5 - по 0, за каждую правильно подобранную группу.
7. Слова окуни и окуни – омоформы.
Окунуть – «погрузить в жидкость», глагол, в тексте - совершенного вида, настоящего времени, 2 лица, ед.числа, 0 – приставка, ку – корень, н – суффикс, и - окончание; окунь – «рыба с красноватыми нижними плавниками», существительное, в тексте - множественного числа, именит. падежа, окун – корень, и - окончание.
Когда рак на горе свистнет / После дождичка в четверг
10.Определение темы – ;
Соответствие созданного текста теме – ;
Композиционная стройность – ;
Выразительность языка –
Итого
Bi-1704
16.02.2021
Лето – мое самое любимое время года. Наконец-то заканчиваются холода и начинаются каникулы. Летом можно радоваться солнцу и теплым денькам, отправляться в далекие путешествия и походы. Особенно прекрасна летом природа – шумит зелеными листьями лес, поспевают ягоды, расцветают самые удивительные цветы. Можно бесконечно гулять по цветущим лугам и любоваться на скромные белоголовые ромашки или плести венки из одуванчиков. Приятно зайти в сумрак леса и скрыться от дневного зноя. А если присмотреться внимательно, то наградой за лесную прогулку будут коричневые крепкие боровики и гордые подосиновики. И только летом оживают реки и озера. Вода в них становится теплой и если тихо сидеть на берегу, можно наблюдать, как над самой головой летают бесстрашные стрекозы, а в воде снуют юркие мальки. На берегу озера тихо и спокойно – так хорошо смотреть на воду и любоваться солнечными бликами на ней. А потом вместе с друзьями долго плавать и нырять с пирса. Лето – самое лучшее время для путешествий. В нашей стране очень много красивых мест, которые очень хочется увидеть. Таинственные пещеры, водопады, высокие горы и перевалы... Везде хочется побывать. В летние месяцы мы всегда отправляемся с семьей в маленькие путешествия – за город. Я люблю лето и всегда жду его с нетерпением. Ведь именно летом все вокруг расцветает и дышит жизнью.
petr2077
16.02.2021
Лето – мое самое любимое время года. Наконец-то заканчиваются холода и начинаются каникулы. Летом можно радоваться солнцу и теплым денькам, отправляться в далекие путешествия и походы. Особенно прекрасна летом природа – шумит зелеными листьями лес, поспевают ягоды, расцветают самые удивительные цветы. Можно бесконечно гулять по цветущим лугам и любоваться на скромные белоголовые ромашки или плести венки из одуванчиков. Приятно зайти в сумрак леса и скрыться от дневного зноя. А если присмотреться внимательно, то наградой за лесную прогулку будут коричневые крепкие боровики и гордые подосиновики. И только летом оживают реки и озера. Вода в них становится теплой и если тихо сидеть на берегу, можно наблюдать, как над самой головой летают бесстрашные стрекозы, а в воде снуют юркие мальки. На берегу озера тихо и спокойно – так хорошо смотреть на воду и любоваться солнечными бликами на ней. А потом вместе с друзьями долго плавать и нырять с пирса. Лето – самое лучшее время для путешествий. В нашей стране очень много красивых мест, которые очень хочется увидеть. Таинственные пещеры, водопады, высокие горы и перевалы... Везде хочется побывать. В летние месяцы мы всегда отправляемся с семьей в маленькие путешествия – за город. Я люблю лето и всегда жду его с нетерпением. Ведь именно летом все вокруг расцветает и дышит жизнью.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Нужны всероссийской олимпиады школьников по языку.школьный этап 5 класс.
1. В первую группу выпишите слова со звонким непарным согласным звуком на конце, во вторую группу выпишите слова с глухим непарным согласным звуком на конце.
Волк, герой, дуб, боец, успех капитан, врач, гроздь, лагерь, король.
(по 0, за каждый правильный ответ)
2. Запишите пятую, двенадцатую, тридцать третью буквы русского алфавита.
( )
3. Какое из слов исторически является однокоренным слову РЖАВЧИНА?
А) зараза; Б) зардеться; В) заржать; Г) оранжевый; Д) ржаной.
Объясните свой выбор.
( )
4. Допишите фразеологизмы (устойчивые словосочетания).
Соловья баснями……
После драки………
Охота пуще………
Семь пятниц на………
Назвался груздем………
Не плюй в колодец…………
Один с сошкой…………
(по 0, за каждый правильный ответ)
5. Какие из 5 предложенных существительных можно употребить вместо многоточия в словосочетании «черный …»:
кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто?
(по 0, за каждый правильный ответ)
6. Обозначьте морфемный состав выделенных слов, найдите среди них однокоренные. Объясните, на чем основывается языковая игра в этом тексте.
Понимаете, ребятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он под-водником или про-водником, или, скажем, может писать в книжке в-водную главу; или быть за-водилой, или вод-ителем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяиназа-вода, – словом, какая-нибудь вода тут должна быть (К. Чапек «Сказка про водяных» в пер. Б. Заходера).
(по 0, за каждый правильный ответ)
7. Определите, имеют ли отличия выделенные слова.
- Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они!
В ведерко руку окуни -
Не бойся, это окуни!
8. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
А.Пушкин
(по 0, за каждый правильный ответ)
9. К данным пословицам подберите аналогичные русские пословицы. В чем сходство пословиц разных народов? Различия? Чем, на ваш взгляд, объясняются различия?
Сын леопарда тоже леопард (пословица народов Африки).
Молчание – цветы (японская пословица).
Продающий веер обмахивается рукой (китайская пословица).
Это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица).
(по за каждый правильный ответ)
10. Определите тему текста. Напишите сочинение-миниатюру на ту же тему.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
А.К.Толстой
( )
ответы
5 класс.
1. Герой, капитан, лагерь, король,
боец, успех врач.
2. За каждую правильную букву –
3. Зардеться. Этот глагол означает ПОКРАСНЕТЬ, в нём выделяется корень РД-, причём, чередование д/ж встречается в русском языке очень часто (судить – сужу). В слове РЖАВЧИНА корень РЖ-. Таким образом,ржавчина и зардеться связаны между собой и по смыслу и по форме ( )
4. Соловья баснями не кормят.
После драки кулаками не машут.
Охота пуще неволи.
Семь пятниц на неделе.
Назвался груздем полезай в кузов.
Не плюй в колодец пригодится воды напиться.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
За каждый верный ответ
5. При определении рода несклоняемых существительных их отнесение к одушевленным или неодушевленным ( ). Большая часть неодушевленных относится к среднему роду (кашне, пальто), исключением является слово кофе (м.р.) ( ); одушевленные, как правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе, какаду) ( ). Следовательно, со словом черный можно употребить слова – кофе, шимпанзе, какаду.
6. Однокоренные: 1. Водяной, воды, подводником.
2. Проводником, вводную, заводилой, водителем.
3. Завода, руководителя.
Игра основывается на омонимии корней.
За каждое правильно разобранное слово 0,5 - по 0, за каждую правильно подобранную группу.
7. Слова окуни и окуни – омоформы.
Окунуть – «погрузить в жидкость», глагол, в тексте - совершенного вида, настоящего времени, 2 лица, ед.числа, 0 – приставка, ку – корень, н – суффикс, и - окончание; окунь – «рыба с красноватыми нижними плавниками», существительное, в тексте - множественного числа, именит. падежа, окун – корень, и - окончание.
8. Подлежащее – царица, сказуемые – хохотать, плечами пожимать, подмигивать, прищёлкивать, вертеться.
9. Яблоко от яблони недалеко падает.
Молчание – золото.
Сапожник без сапог.
Когда рак на горе свистнет / После дождичка в четверг
10.Определение темы – ;
Соответствие созданного текста теме – ;
Композиционная стройность – ;
Выразительность языка –
Итого