Антоша – ученик таганрогской гимназии – взялся за приготовление уроков по латыни на завтрашний день. Но только он обмакнул перо, как входит отец: надо, значит, идти сидеть в лавку. Антоша натягивает старенькое пальтецо и рваные кожаные калоши и идет вслед за отцом. Лавка, где приходится учить и недоучивать уроки, отнюдь не веселое место, а главное, в ней холодно, так что у непоседливых мальчиков-приказчиков, которые от январского мороза сутуловато поеживаются, лица стали серо-синими. Решетчатое окно обындевело, двустворчатую дверь тоже покрыла изморозь.
Антоша, не переставая плакать, взбирается на увесистый ящик из-под казанского мыла, прислоняется к груде мешков с крупитчатой мукой. Завтра – единица, а потом строгий нагоняй от отца, который все объясняет лишь леностью и рассеянностью. Антоша, который сидел за прилавком будто прикованный, только издали видел заманчивую жизнь сверстников, живущих по-человечески.
А вспыльчивый отец и не подозревал, как были бы счастливы его дети, избавленные от сидения в лавке, от всяческого страха быть высеченными, от созерцания подзатыльников, и не пустячных, которые получали несчастливые мальчики нарочно в присутствии публики. А ведь Антоша не мог без слез видеть, как бьют извозчичью лошадь!
Скучное сидение в лавке продолжалось и летом, когда пряные запахи привлекали в лавку тучи назойливых мух и они сплошь покрывали и дощатые стены, и сводчатый потолок.
Но по природе отец был вовсе не злым человеком, скорее, наоборот, добрым, и впоследствии, когда жил у сына – уже известного писателя – и в его присутствии вспомнили о розгах, он виновато ответил: «Мало ли что было в тогдашнее времечко».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Нужно определить проблему текста и написать два комментария в споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей самоуважение. если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника "перекричать", испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой. как же ведет спор умный и вежливый спорщик? прежде всего он внимательно выслушает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаст ему дополнительные вопросы. и еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник. внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его "неправильно поняли", что он "этого не утверждал"; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; и 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре. в дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не "читать в сердце", не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника ("вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна", "вы так говорите, потому что вы сам такой" и т. п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника. на последнем своем утверждении я хочу остановиться особо. если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. этим вы завоевываете уважение окружающих. этим вы показываете, как дорога вам истина. этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д. но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких) или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя законного самолюбия оппонента, – как это красиво! одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведется умелыми и умными спорщиками.
Грам.основа:осень-подлежащее,выраж.существительным,
заглянула-сказуемое,выраж.глаголом.
Второстепенные члены:Заглянула(куда?) в сад - обстоятельство.
Птицы улетели.
Грам.основа: птицы-подлежащее,выраж.существит.,
улетели-сказуемое,выраж.глаголом.
За окном с утра шуршат
Желтые метели.(предложение распространенное)
Грам.основа:Метели-подлежащее,выраж.существит.,
шуршат-сказуемое,выраж.глаголом.
Второстепенные члены: метели (какие?) желтые-определение;
Шуршат(где?)за окном-обстоятельство места;
Шуршат(когда?) с утра - обстоятельство времени.