Правописание корневых безударных гласных проверяется ударением: в безударном слоге пишется та же буква, что и в ударяемом слоге однокоренного слова (для проверки правописания безударного гласного следует изменить слово так, чтобы он оказался ударяемым). Например: волы (вол)—валы (вал), разрежать (рёдкай)—раз* ряжать (зарйд), спешйшь (спёшка) —спишйте (пишет).
Примечание.
Правописание корневого безударного гласного глаголов совершенного вида нельзя проверять при соответствующего глагола несовершенного вида с суффиксами -ыватъ, -иватъ. Ср.: выпросить (прбсит, но выпрйшивать), отломйть (отломит, -но отлймывать).
Упражнение 11. Объясните написание выделенных гласных.
Висеть, воплощение, долина, заплатить, колун, ночевать, обогащать, объединять, поглощать, познавать, пренебрежительно, подрожать, сплотить, укорять, укрощение.
1 В графе «Прочее» помещайте соединительные гласные, возвратную частицу*
У прояснение 12, Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым словом напишите проверочное, поставив ударение.
а) Зап...вать песню,зап...вать таблетки; обв...вать ветром,обв,..вать
шпагатом; отв...рить дверь, отв...рить макароны; посв...тить рассказ сыну, поев...тить карманным фонариком; прив...денне примера, приведение старого замка; прим...рять костюм, прим...рять врагов; ум...лять заслуги, ум...лять о
б) Приятно пол...скать дитя или собаку, но всего необходимее пол...скать рот. (Прутк.)
Упражнение 13. Составьте и запишите предложения с приведенными ниже словами, подчеркнув в них проверяемые безударные гласные.
Залезать — зализать, наколоть — накалять, обижать — обежать, оземь — озимь, примерять — примирять, поседеть — посидеть, присяжной — пристежной, прожевать — проживать, развеваться —развиваться.
Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Чтобы З...МОЙ не продувало, делают завал...нки. Отступив пол-аршина от ст...ны, вбивают р...дком колья; перепл...тают их КОе-ГДе ХВОрОСТОМ. ПрОСТраНСТВО Между ПЛ...ТНЄМ И СТ...НОЮ ос...нью
завал...вают сухим листом.
(Крут.) 2. Спросил неск...лько ребят — хор...шо отв...Чают, т...лково. А когда ребята хор...шо отв...чают, у меня всегда отличное настр...ение. Дай, думаю, Каурова нап...следок растереблю! Вызову к д...ске, задачку или вопросик ему... Поглядел, С...ДИТ Ванчо, уткнувшись в парту, читает. Д...вно не стриженные ВОЛ...СЫ, начинающиеся сразу же от бр...вей, высятся к...пной, отчего гол...ва его, и без того б...льшая, кажется огромной. Уши Ванчо зажал ладонями — это чтобы не слышать, о чем мы г...в...рим на уроке, чтобы мы не м...шали ему ... Не сп...ша, neper...вариваясь с учеником, отвечавшим у д...ски, я в к...нец класса к парте, где с...дел Ванчо. Мне х...телось погл...деть, чем он увлечен? (Крут.)3.. До самого декабря с неба на закостеневшую землю сыпались только редкие сн...жинки..Утрами земля, крыши домов и лес были покрыты тоненьким слоем нев...сомого пуха. В...терок сдувал его с крыш, с в...твей д...ревьев, Г...НЯЛ этот пух вдоль улиц, заб...вал им мерзлые неглубокие колеи, высокий полынник вдоль улиц, нам...тал сугробики у пл...тней. Но едва вст...вало солнце, насыпавшийся за ночь снег все же растаивал, улицы деревни ст...новились осклизлыми и липкими, точно их залили яичным 6...ЛКОМ. (Иван.) 4. Каждое утро почти до замор...зков я купалась в озере вместе с Лешкой. Решили для начала, что и Светка будет купаться с нами. Она р...вела и вырывалась, но мьГ раздели ее и на руках внесли в воду. На следующий день у нее были кашель и насм...рк, но маме она ничего не ск...зала. Мы с Лешкой переждали три дня и снова выкупали ее: ничего, обошлось. Потом мы решили вместе ОТПр.-.ВЛЯТЬСЯ в школу и из школы
6.. .гом. Задыхавшуюся до синевы Светку т...нули за руки. Из-за всех этих «тр...нировок» она стала хуже учиться и х...дила сонная
как муха. Зимой мы также настойчиво заст...вляли ее к...таться с нами на лыжах и на к...ньках, и примерно через год Светка преобразилась: перестала б...леть, сделалась шумной, в...селой, бойкой.(Дем.)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Перестройте предложение так, чтобы в нём было указание на то, чьё это сообщение, используя при этом синонимические конструкции для передачи чужой речи (при одного из членов предложения, вводных единиц, косвенной и прямой речи запишите предложения и объясните постановку знаков препинания в них. чтение - это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли. (в. сухомлинский).