Здесь, в густых зарослях камыша, обманчиво чувствует себя сокрытым от всего мира неопытный охотник. - обособление обстоятельства.
Тысячи глаз незаметно наблюдают за ним. Лёжа в своих логовах, чутко пр..слушиваются к треску камыша осторожные кабаны. - деепричастный оборот.
Скользящий над камышами ветер донёс запах человека. Как камень, брошенный ловкою рукою, (причастный оборот) кинулся зверь, (часть сложносочиненного предложения) и долго ещё будет слушать охотник, (придаточное предложение) как уходит его добыча, ломая высокие камыши. (деепричастный оборот)
Imarmy67
14.02.2023
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
=> ПОЛУЧИТЬ СУПЕРСПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ <=
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыкальной пьесе Мусоргского "Гном"»
Урок русского языка по развитию речи в 7 классе
Сочинение по музыкальной пьесе М.П.Мусоргского «Гном»
Оборудование: магнитофон с записью, выставка рисунков учащихся, портрет художника
Цель: «открыть уста детей» ключом искусства волшебных звуков
Задачи: помочь учащимся получить глубокие музыкальные впечатления и передавать их, обогатить языковую культуру ребят; обучить навыкам работы над сочинением ассоциативного характера
Ход урока
Вводное слово учителя
Сегодня на уроке мы будем слушать музыку и постараемся её понять и передать наши чувства, наши переживания через слова.
Об одном и том же предмете можно рассказать по-разному. Писатели это делают через слово, живописцы через краски, скульпторы через форму линий, а композиторы через звуки.
Объявление темы урока
Сегодня у нас урок-описание. Описать можно практически всё. Мы же будем описывать образ. «А какой?» - спросите вы. Давайте попробуйте догадаться, прослушав несколько литературных фрагментов.
1. « Была чудесная лунная ночь. Дойдя до перекрёстка, девушка увидела семерых крошечных человечков в больших шляпах – семерых карликов, которые плясали, взявшись за руки и распевая» (народная французская сказка)
2. «Как-то раз мать послала девочек за хворостом. Собирая хворост, они вдруг заметили, что в траве, возле большого поваленного дерева, что-то прыгает. Но никак не могли разглядеть, что это такое. Девочки подошли поближе и увидели крошечного человечка со старым сморщенным лицом и очень длинной белой бородой. Конец его бороды застрял в щели дерева, и человечек прыгал вокруг ствола, как собачонка на привязи, не зная, как ему освободиться.» (братья Гримм)
- Что особенного выделяется у этих человечков? (их маленьких рост)
- Приведите слова, показывающие эту особенность (крошечные человечки, карлики)
- О ком же идёт речь? (о гномах)
Дети, все бросайте игры,
Слушайте рассказ!
Жили-были где-то гномы
Далеко от нас.
Эти гномы были крошки,
Жили все в лесах.
Ростом хоть не больше крошки,
А внушали страх.
Вывод:
Действительно, малютки-гномы, эльфы, мальчики-с-пальчики, тролли – частые персонажи легенд разных народов. Вы с детства помните историю крошечной девочки из сказки Андерсена, которая была легче лебединого пуха, а скорлупка грецкого ореха служила ей колыбелькой. Во многих произведения можно встретиться с существами-малышками. Давайте это вспомним.
Чтение отрывков
(Дети должны после прослушивания назвать произведение)
1. «Что это за тень в углу сундука? Вот она шевельнулась…Мышь?...Нет, на мышь не похоже….
На краю сундука сидел маленький человечек. Он словно сошёл с воскресной картинки в календаре. На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротничком и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами. А на красных сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные пряжки. «Да ведь это гном!» - подумал Нильс. («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлеф)
2. «Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их ……Одет он прелестно – в шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливает то синим, то зелёным, то красным, смотря куда повернётся. Под мышкой он держит два зонтика.»
(«Оле-Лукойе» Андерсен)
Вопрос: А какие ещё произведения вы можете назвать, где действуют гномы?
Образ гномика понятен всем. Вы верно отразили яркую внешность, маленький рост и , конечно, его добрый характер.
Вывод: Гномы добродушны, иногда помогают кладоискателям, умело ведут своё хозяйство, заботливо оберегают лесные и подземные богатства. Словом, они слегка похожи на трудолюбивых муравьёв.
Одеваются малютки ярко. Их действия в сказках разнообразны. Например, в сказке Андерсена Оле-Лукойе пытается с помощью своего зонтика унять шалунов забияк. В сказке братьев Гримм «Три маленьких лесовика» гномы испытывают на трудолюбие падчерицу, вознаграждают её за добрый нрав. Людскую зависть они осуждают в сказке «Холодное сердце». Значит, гномы – хранители не только материальных, но и духовных богатств.
К тому же, гномы – народец музыкальный. Считается , что они любят попеть и потанцевать.
Забавным крошкам повезло и с музыкой о них. Светлыми красками написан «Хоровод гномов» Франца Листа (если позволяет время, можно включить запись). Шаловливо изображены эльфы у Мендельсона в его музыкальной пьесе «Сон в летнюю ночь». В русской музыке наибольшей любовью маленькие человечки пользовались у П.И.Чайковского. О них он написал несколько музыкальных историй для «Детского альбома». С гномами мы встречаемся и в балете «Золушка» Прокофьева.
Подготовка к слушанию музыки
О крошечном сказочном существе, о добром чудаке-карлике можно рассказать и языком музыкальных звуков, как это сделал в одной из пьес музыкального цикла «Картинки с выставки» Модест Петрович Мусоргский. Он назвал пьесу «Гном». Но её герой не вполне похож на весёлых гномов. Чтобы понять музыкальное произведение, надо понять, как возник у композитора её замысел.
У Мусоргского был друг – художник Виктор Карлович Гартман. Ему часто тогда заказывали эскизы модных тогда вещиц: футляров для часов, письменных приборов, пасхальных яиц и множества других безделушек. Неожиданно художник умирает. Среди его рисунков, выставленных посмертно, композитор видит набросок ёлочной игрушки 0 гномика, маленького, неуклюжего уродца на кривых ножках.
По-видимому, Гартман обратился к традиционному образу «щелкунчика» - щипцов для раскалывания орехов, которые подвешивались на ёлку в качестве традиционного рождественского подарка. Такие игрушки-щипцы были похожи на человечка с непропорционально большой головой и огромным ртом.
Вспомним , как выглядел Щелкунчик из сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
«Это был замечательный человечек. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нём был очень красивый фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же ретузы и столь изысканные сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам.
Внимательно всматриваясь в славного человечка, который ей полюбился с первого взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. Зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно. Человечку очень шла тщательно завитая борода из белых бумажных ниток, окаймляющая подбородок, - ведь так заметнее выступает ласковая улыбка на его алых устах.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
На тему "живая планета" используя дополнительные источники информации
Здесь, в густых зарослях камыша, обманчиво чувствует себя сокрытым от всего мира неопытный охотник. - обособление обстоятельства.
Тысячи глаз незаметно наблюдают за ним. Лёжа в своих логовах, чутко пр..слушиваются к треску камыша осторожные кабаны. - деепричастный оборот.
Скользящий над камышами ветер донёс запах человека. Как камень, брошенный ловкою рукою, (причастный оборот) кинулся зверь, (часть сложносочиненного предложения) и долго ещё будет слушать охотник, (придаточное предложение) как уходит его добыча, ломая высокие камыши. (деепричастный оборот)