Вопросы к уроку
На занятии рассмотрим частицы. Узнаем, какие они бывают, как их отличать от других служебных частей речи в тексте. Разберем, как частицы делятся по значению.
Разряды частиц по значению
Частица –это служебная часть речи, которая вносит в предложение различные эмоциональные оттенки (это делают смысловые частицы) или же образовывать особые формы слова (формообразующие частицы).
К формообразующим частицам относятся:
Частица бы – служит для образования уловного наклонения: сделал бы.
Частицы пусть, пускай, да, давай (-те) - нужны для образования форм повелительного наклонения: пусть придёт, пускай поторопится, да будет свет, давай отправимся.
Эти частицы входят в состав глагольной формы и подчеркиваются как один член предложения, даже если стоят не рядом (рис.1).
Рис.1 Пример
Частица бы в этом приложении нужна для образования формы условного наклонения.
Необходимо видеть в предложении формообразующие частицы и не отрывать их от глагольной формы, например, при синтаксическом разборе предложения.
Формообразующие частицы в языке не самостоятельные, они обслуживают глагол и создают его форму.
Смысловые частицы выражают отношение говорящего, его эмоции, расставляют в предложении акценты. Например, добавим в простое предложение смысловые частицы:
Он придёт.
Неужели он придёт?
Только он придёт?
Он едва ли придёт?
Он ведь придёт.
Он всё-таки придёт.
Оттенки вновь образованных предложений получились с смысловых частиц.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение на тему «Каким я буду через 20 лет», минимум 15 предложений. Про балерину.
Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля — у него была своя школа — рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.
— Теперь только, — говорили они, — можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!
И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны, — ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда. Были между этими осколками и большие, такие, что их можно было вставить в оконные рамы, но уж в эти окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, только беда была, если люди надевали их с целью смотреть на вещи и судить о них вернее! А злой тролль хохотал до колик, так приятно щекотал его успех этой выдумки. Но по свету летало еще много осколков зеркала. Послушаем же про них.
Объяснение: